Пролетая над Америкой

Пролетая над Америкой

Авиакомпания, чьи владельцы были связаны с российской оргпреступностью, получила в США госконтрактов на миллионы долларов: от обслуживания программы защиты свидетелей до поставок топлива для военных.

Проблемы с распределением государственных подрядов случаются не только в России.

В США больше сотни контрактов от госструктур на миллионы долларов получила небольшая флоридская компания Monarch Air Group. Двое ее бывших владельцев провели несколько лет в тюрьме за участие в «российско-американской преступной группировке», прославившейся незаконным букмекерством, рэкетом, отмыванием денег и связью с авторитетным предпринимателем Алимжаном Тохтахуновым (Тайванчиком), которого до сих пор разыскивают американские власти. Госконтракты были получены в таких чувствительных сферах, как транспортировка людей в рамках программы по защите свидетелей, а также арестованных и осужденных или доставка топлива для американских военных баз.
Другие совладельцы Monarch также имели неоднозначную репутацию: один из них, например, уехал из страны, не выполнив судебного предписания.
Как предпринимателям с таким послужным списком удалось добиться успехов в бизнесе с правительственными структурами США?
Расследование публикуется совместно с Центром по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP).

В поисках спасения

Когда в 2005 году профессиональный пилот с 35-летним стажем Пол Славин основал компанию Monarch Air Group во Флориде, его самолеты осуществляли грузовые перевозки на Багамы, цепь островов в Карибском море, которая начинается в 80 километрах от юго-восточного побережья Флориды.
В 2008 году когда финансовый кризис стал угрожать стабильности небольшой авиакомпании, Славин решил спасти бизнес за счет привлечения инвесторов.

«Надежный авиаброкер» представил Славина двум бизнесменам российского происхождения, которые согласились вложить деньги в проект, пообещав оставаться в стороне от оперативного управления.

Пролетая над Америкой
Брошюра Monarch Air Group 2009 года

Тогда это казалось просто идеальным решением. Но впоследствии Славин о нем пожалел.
Новые инвесторы вскоре пригласили поучаствовать в сделке своих знакомых. И в течение трех лет фактически взяли компанию под свой контроль. Как говорит Славин, он не стал принимать решения, которые «противоречили его стандартам».

Поэтому в 2011 году он продал свою долю в компании — по его словам, «за гроши». Новые владельцы начали активно расширяться: открывать дополнительные офисы и подавать заявки на получение американских госконтрактов.

Славин утверждает, что тогда он не знал, что двое его инвесторов имели связи с российской организованной преступностью.

«До меня не доходили сведения, что они участвовали в чем-то незаконном», — заявил он в письме редакции.

Криминальные связи

Еще через несколько лет стало очевидно, что как минимум двое инвесторов Monarch — Анатолий Голубчик и Вадим Тринчер — люди с сомнительными связями. В 2014 году Федеральный суд Манхэттена в Нью-Йорке приговорил их к пяти годам лишения свободы за организацию незаконной игорной деятельности, отмывание денег и вымогательство. Уголовное дело, возбужденное по этому поводу, активно освещалось в международной прессе. Американские прокуроры назвали Голубчика и его партнера членами «организации Тайванчика — Тринчера», действовавшей под покровительством Алимжана Тохтахунова (Тайванчика), российского авторитета, которого до сих пор разыскивают власти США. Помимо совладельцев Monarch Air, в преступную организацию предположительно входили еще 32 человека.

Пролетая над Америкой
Анатолий Голубчик

На суде в 2013 году прокуроры обвинили бизнесменов в отмывании средств в интересах «высокопоставленных криминальных авторитетов». По словам нью-йоркских обвинителей, Тохтахунов, Тринчер и Голубчик вместе развернули незаконную «масштабную букмекерскую схему». По этой схеме, например, деньги из стран бывшего СССР через подставные кипрские компании поступали в США. Таким путем в страну попали как минимум 50 миллионов долларов. Всего преступной группе удалось отмыть более 100 миллионов. По версии прокуроров, часть этих денег прошла через Monarch и другую американскую авиакомпанию, владельцами которой были Голубчик и Тринчер, — Skyway International.
Клиентами «организации Тайванчика — Тринчера» были мультимиллионеры, миллиардеры и российские олигархи.
Организация также проводила игры в покер с высокими ставками.

К играм привлекались не только клиенты из России, но и известные американские актеры, например, Тоби Магуайр, Леонардо ДиКаприо и Мэтт Деймон.

Пролетая над Америкой
Вадим Тринчер

Публичные записи показывают, что Голубчик и Тринчер покинули Monarch Air Group еще до того, как отправились в тюрьму в 2013 году. Директор Monarch Air Group по маркетингу и связям с общественностью Алина Гаврюшенко, заявила редакции, что компания не связана с Голубчиком и Тринчером с 2012 года.
«Как и во многих других стартапах, особенно в авиации, в компании с течением времени менялись и владельцы, и бизнес-модель», — сказала Гаврюшенко, подчеркнув, что «бизнес-процессы в компании проходят совершенно честно и прозрачно».

Имена Голубчика и Тринчера действительно появлялись в документах компании Monarch Air Group только до 2012 года, когда компания получила свой первый подряд от Минобороны США.

На данный момент авиакомпания принадлежит сыну одного из их бизнес-партнеров — Дэвиду Гитману.

Люди с репутацией

Отец Дэвида Гитмана — Джейкоб был одним первых инвесторов, вошедших в Monarch Air Group в 2008 году.

В тот же год к компании присоединился и Анатолий Голубчик. К 2015 году Джейкоб Гитман значился в отчете владельцем 90 % Monarch Air. Правда, бизнесмен заявил OCCRP, что уже в следующем году продал контрольный пакет.

На данный момент единственным владельцем и руководителем компании числится его сын.
Джейкоб Гитман родился в Советском Союзе. Работал инженером. В США переехал в самом начале девяностых.
Он связан с десятками американских компаний в разных сферах: от логистики и здравоохранения до плавки алюминия.
В 2017 году Гитман был фигурантом гражданского дела: судился с инвесторами из компании Blizzard Energy, которые утверждали, что Гитман ввел их в заблуждение по вопросу о потенциальной выгоде от переработки использованных шин в топливо.
Суд присудил компании-истцу возмещение убытков в размере 3,8 миллиона долларов, но на данный момент дело находится в апелляционной инстанции. Гитман отказался от комментариев по этому делу, поскольку оно еще не завершено.
Джейкоб Гитман рассказал в письме редакции что познакомился с Анатолием Голубчиком в 2006 году, но отказался пояснить, при каких обстоятельствах. С Тринчером, по его словам, он не встречался.
«У меня нет никаких деловых отношений с ними с 2013 года», – написал Гитман.

Согласно данным из публичных реестров, Гитман был партнером Голубчика и Тринчера как минимум в четырех авиакомпаниях.
Панамская компания Sky Way International Holding до сих пор указывает всех троих в качестве представителей компании.

Гитман, в свою очередь, отмечает, что панамская компания не была активной, никогда не осуществляла денежных переводов и не открывала банковских счетов.
Еще одним важным звеном в Monarch Air Group был израильский бизнесмен Борух, или Боб Фридман, который вошел в компанию в 2011 году. На тот момент Фридман уже занимался авиаперевозками в Афганистан, но у его компании не было необходимого разрешения, чтобы участвовать в торгах на получение госконтрактов. Зато такое разрешение было у компании Гитмана.
Бизнесмены решили объединиться и вместе с сыном Гитмана Дэвидом основали WAB International, которая подписала с компанией Monarch Air Group соглашение о распределении прибыли.
Фридман покинул США после того, как американские власти выдали ордер на его арест за уклонение от уплаты обязательного штрафа, назначенного судом. На запросы журналистов Фридман не ответил.
В 2011 году к списку инвесторов Monarch добавился Геннадий Грязнов, бывший директор Департамента Гражданской Авиации Кыргызстана (в то же время появился и Вадим Тринчер). Грязнов владеет Sky KG – бывшей киргизской авиакомпанией, которой запрещены полеты в страны Европейского Союза из-за проблем с безопасностью.
Компания Sky KG привлекла внимание Совета Безопасности ООН в 2012 году, когда сдала самолет, предположительно служивший бортом бывшего румынского диктатора Николае Чаушеску, в лизинг одному из лидеров сомалийских пиратов Мохамеду Абди Хассану.
В отчете ООН предполагалось, что Хассан использовал самолет для нужд собственной небольшой авиакомпании, основанной им «для отмывания пиратской деятельности». Пиратская деятельность сомалийца прекратилась с его арестом в Бельгии в 2013 году.
Геннадий Грязнов не ответил на вопросы редакции.

Сокращение расходов

Несмотря на то, что основатель Monarch Air Пол Славин изначально приветствовал новых инвесторов, вскоре отношения между партнерами испортились.
Славин рассказал OCCRP, что его отстранили от должности руководителя компании через голосование в 2011 году.
Сначала он оставался директором по операциям в компании, но новые руководители «начали сокращать расходы на содержание авиапарка и безопасность».
«Они знали мои стандарты по обеспечению работы авиакомпании, они удерживали средства и всячески вынуждали меня сокращать издержки, они знали, что я этого не потерплю», — говорит Славин.

Пролетая над Америкой
Самолет Monarch Air Group

С января по апрель 2016 года директор по операциям, главный пилот и директор по техобслуживанию уволились из Monarch Air Group.
Один из пилотов авиакомпании анонимно сообщил редакции, что ключевые сотрудники ушли из-за того, что Monarch перестала им платить.
В 2018 году Федеральное управление гражданской авиации США отозвало у Monarch лицензию — в связи с отсутствием рабочего самолета и летного экипажа, который отвечал бы требованиям управления. Тем не менее, компании, которая теперь не эксплуатирует собственные самолеты, по-прежнему разрешено организовывать чартерные полеты других авиаперевозчиков, сертифицированных ведомством.
Услугами «обновленной» авиакомпании все также пользуются американские правительственные структуры. Анализ публично доступных документов показывает, что за последние восемь лет власти США выделили Monarch более 120 контрактов на общую сумму в шесть миллионов долларов.

Госконтракты

Большая часть государственных контрактов Monarch Air Group включает в себя транспортировку топлива на военную базу Хар Керен в Израиле, где вооруженные силы США разместили радар на вершине горы, — эта местность также известна как Site 512.
Работы проводились с 2012-го (когда Анатолий Голубчик и Вадим Тринчер еще были вовлечены в работу компании) по 2015 год.
Пресс-секретарь Оборонного логистического агентства, которое курирует поставки для военных служб в США, сообщил, что при одобрении этого контракта ведомство следовало всем необходимым процедурам. В переписке с журналистами он добавил, что Голубчик и Тринчер не участвовали ни в подаче конкурсной заявки, ни в выполнении госконтракта.
«Согласно Федеральному законодательству США о госзакупках, такие подрядчики, как Monarch, обязаны предоставлять информацию о любых уголовных преступлениях своих сотрудников, даже если они не имеют прямого отношения к госконтракту, — поясняет Джессика Тиллипмэн профессор права Юридической школы при университете Джорджа Вашингтона. — Госагентство также обязано сделать дополнительные запросы. Но решение о сотрудничестве с компанией остается на усмотрение ведомства».
За год до контракта с Оборонным логистическим агентством, в 2011 году таможенные агенты во Флориде обнаружили в одном из самолетов авиакомпании 16 килограммов кокаина. Но эта находка не повлекла за собой никаких негативных последствий для Monarch Air Group. Пресс-секретарь компании Алина Гаврюшенко заявила журналистам, что кокаин принадлежал пассажиру.
«Вместе с компетентными органами мы разработали и улучшили существующие процедуры во избежание подобных ситуаций в будущем, – отметила она. – За 15 лет нашей работы это был единственный такой случай».

В следующие два года после инцидента с наркотиками правительственные службы США продолжали заключать госконтракты с Monarch и WAB International, совместной компанией Боба Фридмана и Джейкоба и Дэвида Гитманов. Министерство обороны США продолжило использовать WAB как подрядчика для транспортировки пассажиров и груза на вертолетах в Афганистане. Судебные документы указывают, что WAB в дальнейшем нанимала для подрядов небольшую авиакомпанию «Бурундайавиа» из Казахстана.
Госконтракты с Минобороны США, согласно судебным документам, прекратились после крушения вертолета в Афганистане.
В начале мая 2013 года два вертолета компании «Бурундайавиа» вылетели с передовой оперативной военной базы США в 40 километрах от Кандагара, в южном Афганистане.

Вскоре двигатель одного из вертолетов отказал, и он упал на населенную территорию, «нанеся деревне большой ущерб и разрушения».

Пролетая над Америкой
Вертолет «Бурундайавиа» на сайте компании

В судебных записях говорится, что «Бурундайавиа» не расследовала инцидент, как того требовало международное, афганское и американское законодательства. И компания больше не получала американские госконтракты.
Несмотря на инцидент, согласно собственной отчетности, в 2013 году компания WAB International заработала на заказах от военных 70 миллионов долларов.
Тем не менее, инцидент внес разногласия между партнерами, которые закончились судебными тяжбами во Флориде. «Бурундайавиа» и еще одна компания, которая была зарегистрирована, чтобы обрабатывать платежи, успешно подали в суд на WAB в 2015 году за неуплату взносов на сумму около восьми миллионов долларов.
В 2016-м власти выдали ордер на арест Боба Фридмана – за то, что он не оплатил штраф, его обвинили в неуважении к суду. Служба маршалов США, обеспечивающая контроль за исполнением судебных решений и приговоров, не смогла найти Фридмана. По данным судебных документов, сейчас он проживает в Израиле.
Благодаря судам во Флориде с участием WAB, удалось выяснить, что компанией «Бурундайавиа» владели трое олигархов из Казахстана — Патох Шодиев, Алиджан Ибрагимов и Александр Машкевич, известные на родине как «евразийская тройка» (по названию основанной ими Евразийской корпорации природных ресурсов). С 2011 по 2013 год в адрес их компании выдвигались обвинения в отмывании денег и коррупции.
Голубчик и Тринчер покинули Monarch Air Group до того, как компания получила первый госконтракт Минобороны США, а под суд попали через год после этого. Но к 2017 году об их уголовном деле — и его связи с авиакомпанией — было широко известно.
Именно тогда Служба маршалов США дважды нанимала Monarch для перевозки людей, проходящих по программе защиты свидетелей.

Пробел в законе

Директор офиса Transparency International в США Гэри Калман говорит, что тот факт, что Monarch могла перевозить защищенных свидетелей, несмотря на сомнительное прошлое ее владельцев и бывших владельцев, показывает необходимость еще более тщательной проверки компаний, получающих госконтракты:

«Здравый смысл подсказывает, что контракты должны быть как следует проверены, прежде чем присуждаться компаниям, в истории которых есть взаимодействие с криминальными элементами, — но закон не обязывает нас их проверять. Это существенный пробел в законе, и эта история — отличный пример того, насколько может быть опасно им пользоваться».

Служба маршалов США отказалась от комментариев, ссылаясь на то, что за допуск компании Monarch Air Group к контракту отвечала Администрация общих служб. Это ведомство занимается лизингом, управлением и другими профессиональными услугами для американских госагентств. На запрос редакции там не ответили.

Пресс-секретарь Monarch Air Group заявила, что компания прошла аудит как поставщик услуг в 2013 году и выиграла все свои контракты «прозрачно, через открытый конкурс».

Помимо правительства США, в числе клиентов Monarch Air Group оказались Всемирная продовольственная программа ООН и Министерство национальной обороны Канады.

В апреле 2020-го в интервью изданию о туризме Travel Daily News Дэвид Гитман отмечал «прекрасную синергию» между Monarch Air Group и посольствами США, которые стремились вернуть домой своих граждан, застрявших в странах Латинской Америки из-за пандемии коронавируса. Компания участвовала в организации эвакуационных рейсов.

С 2008 года небольшая грузовая авиакомпания выросла из проблемного стартапа с единственным рейсом в глобального перевозчика с сотней госконтрактов. Бывший владелец Monarch Air Group Пол Славин, однако, не жалеет, что «не смог принять участия в ее расцвете». По его словам, он «устал переживать эту главу жизни, которую закрыл 10 лет назад».

©golose.kz