Голос Экибастуза

Краеведение

Печать PDF

Қанжығалы

Этот материал — итог бесед с собирателем шежире рода канжыгалы в Экибастузском регионе, ныне покойным ветераном сельского хозяйства Кусаином Сулейменовым.

— Все мы прежде всего казахи, а уж потом — аргыны и мусульмане, — говорил незабвенный Кусаин Сулейменов. — Но знание прямых истоков в сущности небольшой нации необходимо для самосохранения, для поддержания генетической чистоты крови, недопущения близких браков в роду до седьмого колена. Нельзя не восхищаться: насколько велика историческая память кочевников, умудрявшихся, не имея письменности, отслеживать родню чуть ли не до колена Адамова. А порядок был будто бы несложен: по заведенному дедами обычаю старшему потомку в седьмом колене по прямой линии давали имя знаменитого предка.

— Кочевники, беспрестанно меняя места своих кочевок, являлись под разными именами: то под родовым названием своего поколения, то под коллективным именем сильного, влиятельного рода. Одно племя усиливалось, соединяло все другие и давало им свое имя, — писал Чокан Валиханов. — Единственный источник о происхождении народов кочевых — это изустные предания и героические саги о подвигах своих родоначальников-батыров и отрывки из летописей цивилизованных народов, с которыми они имели столкновения. Большинство казахских родов вышли из общей многотысячелетней среды кочевников: проскифов (андроновцев), скифов, гуннов, кыпшаков.

Племя аргын

Аргыны упоминаются в китайской истории с пятого века нашей эры, но о племени аруг (белый, светлый гунн) древним летописцам было известно за 3500-4000 лет до нашей эры. Китайские источники сообщают, что они вели с аругами многолетние изнурительные войны. 

 

Через столетия укоренилось современное родоплеменное деление казахов. Поскольку родовая принадлежность определяется по отцу, будет кстати сказать, что последние ДНК-исследования генезиса аргынов подтвердили одинаковый набор Y-хромосом пяти родов.  Из этих пяти два принадлежат к подродам старших аргынов: козган и каржас. Три относятся к подродам токал-аргынов (младшие аргыны). Популярная в Венгрии и Казахстане версия о происхождении венгерских мадьяр из аргынов не подтвердилась. Маджары, проживающие в бывшей Торгайской области, как выяснилось, входят в племя аргын, но они не являются близкими родственниками венгров, а оказались всего лишь тезками венгерских мадьяр.

Ни одна из версий исхода аргынов с территории Монголии не подтверждается. Скорее всего, сам Аргын был либо автохтоном, либо выходцем  из западной части Золотой Орды.

Как отмечает монгольская летопись XIII в. «Юань-Ши», «аргыны кочуют западнее найманов и севернее кипчаков», т.е. от озера Балхаш до рек Иртыш и Ишим. С XIII по XVII вв. стоянки казахских (в т.ч. аргынских) кочевий распространились по всей Западной Сибири, вплоть до Томска. Первоначально «базовым» районом зимовок (кыстау) аргынов был средневековый Туркестан, включавший современную территорию Южного Казахстана и северного Узбекистана. Правда, летние кочевья (жайляу) аргынов уже в XIII в. доходили до нынешнего Омска, но «отеческой вотчиной» неизменно оставался Туркестан, о чем, в частности, напоминает название большого села Аргын на северо-восточной окраине Ташкента.

Чокан Валиханов на основе изучения казахской устной истории говорит, что пращур Аргын от своей старшей жены-байбише Аргуль (или Ергуль) имел единственного сына Мейрама, основателя пяти родов «Бес Мейрам». Потомки его — Куандык, Суюндик, Каракесек, Бегендик и Шегендик известны  под общим именем «байбише баласы», как сыновья старшей жены, прославленные богатством, силою, воинственностью и неукротимостью.

От младших жен Аргына — Момын и Айнакоз —  родились семь сыновей: Мейрамсопы, Аксопы, Карасопы, Сарысопы, Арыксопы, Танбысопы, Кенжесопы (праздничный Сопы, белый Сопы, черный Сопы, желтый Сопы, худой Сопы, младший Сопы), названные в народе «Жетi Момын» — «семеро смирных», ставших прародителями еще семи родов — канжыгалы, тобыкты, басентин, карауыл, атыгай, сарыжетим, шакшак. Потомков Арыксопы и Надирсопы среди казахов нет. Известная «смирность» детей от токал, объясняемая второстепенностью в делах наследования, ничуть не мешала проявлять необузданность в набегах и отражении нападений бесчисленных врагов. И надо помнить, что Валиханов, пишущий для русских читателей, опустил ряд промежуточных потомков Аргына.

Достоверно известно: Мейрамсопы похоронен на берегу р.Чирчик (ныне Ташкентская область Узбекистана) (Тлiеке Ж. Ертiс — Баянаула өңiрi. Кн.1, Павлодар, 1995. с.63), что ограничивает период его жизни рамками «туркестанского» этапа аргынов до их откочевки на север. Наиболее вероятные сроки жизни братьев из «Жетi Момын» могут относиться ко второй половине XIII в. 

Частица «cопы» во второй части имени всех последующих потомков Аргына говорит о многом... По традиции, сопы (суфиями) были потомки арабов, которые вели свою родословную (подлинную или мнимую) от пророка Мухаммада. Арабские завоеватели, покорив Среднюю Азию и насадив там ислам, между Ташкентом и Шымкентом были остановлены предками казахов и не смогли навязать им свою религию. Тем не менее, используя веротерпимость кочевников, исламские миссионеры-кожа активно шли в города, где разворачивали проповедническую деятельность. Таких проповедников, сумевших приспособить требования ислама к вольнодумству и традициям кочевников, и называли «сопы» (суфий), и именно они способствовали тому, что казахи, хоть и в усеченном виде (без женской чадры, перевода части намазов на казахский язык), но все-таки приняли ислам. Так, в «Хикма-тах» Ходжа Ахмеда Яссауи (родоначальника суфиев в Казахстане) имя Аллаха нередко заменялось именем языческого божества тюрков — Тенгри, Тәңiр. До сих пор восклицание «О, Боже!» в казахском варианте звучит: «О, Тәңiрiм!»

Вполне возможно, что имя Сопы давали не только настоящим суфиям, но и просто детям, надеясь на их будущую ученость и славу. Недаром, тамга аргынов: два кольца — всевидящие глаза. Как говорят и поныне, аргынам Среднего жуза дай калам (перо), уйсуням Большого жуза — камчу (скот пасти), алшинам Малого жуза — найзу (копье).

В настоящее время несколько миллионов казахов считают себя аргынами.

По версии Кусаина Сулейменова, Сарысопы или, возможно, позднее упоминаемый Сарыжетим (светлый, желтоволосый сирота) были арабскими мальчиками сословия кожа, усыновленными дальновидным Аргыном или его потомком для внедрения ислама среди казахов. В двадцатом веке представители сословия кожа, спасаясь от репрессий, записывали себя и своих детей в подродовое деление канжыгалы — сары, что в глазах казахов было лукавством небольшим, а для чекистов в корне меняло происхождение. Как бы то ни было, в шежире канжыгалы за пятьсот лет Сары встречается всего три раза.

В середине XV в. аргыны в массовом порядке покинули Туркестан, откочевав на северо-восток. По М.Тынышпаеву, причиной этого исхода стало убийство аргынского батыра Акжола (Даиркожи) Кобланды-батыром из рода каракыпшак. Хан государства кочевых узбеков Абулхаир (умер в 1468 г.) отказался выдать убийцу (не менее легендарного героя, воспетого в народном эпосе) на суд аргынов и кереев, после чего 200 тысяч семей аргынских родов во главе с Жаныбеком и Кереем покинули его владения и образовали Казахское ханство. Разрыв аргынов с Абулхаиром, скорее всего, лишь официально «оформил» гораздо ранее начатый процесс. Многотысячные уходы в результате кровавых междоусобиц — историческая реальность племен Центральной Азии и в гораздо поздние века.

На древней родине аргынов — в Туркестане находился центр суфизма в Казахстане, именно здесь вел свои проповеди и похоронен в величественном мавзолее Ходжа Ахмед Яссауи, почитающийся за величайшего суфия не только в Центральной Азии, но и во всем мусульманском мире. Туркестан называют также «малой Меккой», и не случайно именно здесь находится пантеон казахских героев. Среди них могила Богембай батыра из рода канжыгалы — главнокомандующего казахским ополчением в казахско-джунгарских вой­нах 1710-1723 гг., спасителя казахов от полного уничтожения и ассимиляции калмаками.

 

Қанжығалы

Тайпа (объединение) канжыгалы, не самый многочисленный по составу представителей  и имеющий земли род, стоит  особняком среди аргынских родов, во многом благодаря  исторической роли Богембай батыра.

В Центральном Казахстане род канжыгалы входит в  племя аргын. А на юге, в районе Туркестана, в Кызылординской области на старинных надгробных камнях написано — «канжыгалы-кыпшак». Сотни канжыгалинцев живут в Узбекистане, считаются подродом более крупного рода кыпшак-сарой. Среди туркмен существуют четыре подрода канжыгалы. Есть они среди каракалпаков, конратов и других родовых объединений. Канжыгалинцы из племени аргын упоминаются в составе казахских войск, в 1420 году совершивших поход на Ходжент (М.Тынышпаев. Актабан шубырынды. Алма-Ата, 1992, с.13). По мнению авторов многотомного труда «Қазақ тарихы», канжыгалы прошли более длительный и трудный путь образования рода, нежели это известно из устной истории. По исследованиям академика Серика Имантаевича Джаксыбаева, большинство аргынских родов откочевало из Туркестана на север через Бетпакдалу и Торгай, постепенно расселяясь по тем местностям, на которых ныне укоренились.  Канжыгалинцы и тобыктинцы — прямые потомки Аксопы, при откочевке из Туркестана по родственному двинулись вместе вдоль Балхаша, оттуда по Аягузу на Иртыш. Род тобыкты, откуда вышел великий Абай, осел в Тарбагатае. Канжыгалы двинулись далее к среднему течению Иртыша, в Баянаул, к рекам Оленты, Шидерты, Силеты, в Акколь-Жайылму. Много сумятицы в расселении казахских родов внесли годы великих бедствий «Актабан шубырынды» (1723-1725 гг.).

Как писал Ф.Щербина: «В XVIII веке род каракесек жил в окрестностях Ташкента. Бии Абыз и Шомак из рода канжыгалы звали к себе в Сары-Арку всех аргынцев. Мол, все мы братья, потомки Аргына. Откликнулся на это бий Казыбек, возглавлявший род бошан, за ним последовали и остальные рода каракесек. Абыз не пожелал выдать дочь за Казыбека, но тот взял ее силой. От этого брака родился известный бий Конай. Каракесекский род со временем разбогател и вытеснил канжыгалинцев в Баянаульские горы и далее». С тех пор канжыгалинцы осели в местечках Акмектеп, Бирлик, Майкаин, в Акколь-Жайылме, Ерейментауских сопках. Только потомки Карамен Кудияр батыра не тронулись из Шакшантауских гор Баян-аулы. В цепочке озер аккольской системы есть озеро Басентин, напоминающее, что в этих местах некогда жили басентинцы. Размещение канжыгалинцев под предводительством Акбуры и Актамака у этого озера сопровождалось братоубийственной войной с родом басентин.  Эта подгруппа канжыгалы получила прозвище тентек (озорные) канжыгалы. Часть рода поселилась в Костанайской области, а в конце девятнадцатого века в Петропавловском уезде, с учетом плотности заселения рода канжыгалы, в среднем течении Ишима даже выделилась Канжыгалинская волость.

Об этнониме Канжыгалы Машхур Жусуп пишет: «Канжыгалы — не имя человека. «Хванджа» в переводе с фарси  — золотой ханский головной убор или шлем. Внук Аргына и сын Аксопы, двадцатилетний Толубай, живший в Ургенче, был послан ко двору персидско-туркменского шаха Кероглы в Хорасан, где служил в шахском войске. Это была общепринятая в те времена практика — оттачивать воинское мастерство в войсках дружественного народа. Бекежан из эпоса «Кыз Жибек» тоже был, так сказать, наемным ландскнехтом или предводителем отряда наемников, приглашенным отцом красавицы Жибек для защиты от врагов. Молодой Толубай  отличился при взятии города Раушан, за что шах даровал ему боевой шлем, украшенный драгоценными камнями, эту самую хванджу, в казахском произношении «хан жыгасы». Этот знак доблести стал широко известен в степи, и Толубай получил прозвание канжыгалы.  Он успел жениться на туркменке, которая к возвращению из похода родила сына, и сам шах в память о доблестном участии Толубая во взятии города Раушан дал ребенку имя Раушанбек. Толубай и Раушанбек упоминаются в эпосе «Кероглы». Второго сына Толубая назвали Шиишбек, канжыгалы сократили его имя до Ишпек.

По рассказам Кусаина Сулейменова, если отбросить чисто казахское окончание «лы» — «канжыга», это переметная сума воинов, торба, куда в поход клали еду, а на обратном пути набивали военными трофеями, проще говоря, награбленным. Очевидно, военная удача предкам моим не изменяла, торба канжыга по возвращению домой была полна, герой встречался одобрительным приветствием «канжыга кутты болсын!», что и закрепилось за родом. Так или иначе имя Толубая стало ураном — боевым кличем канжыгалинцев, а тамгой — перевернутый латинский игрек — схематичное означение человека на коне.

Линия Раушанбека прослеживается в Узбекистане, а потомство Ишпека образовало род канжыгалы в нынешнем виде: Ишпек — Есен — Бозым — Кармыс — Камбар — Жапар — Ажыбай — Ажым — Ажыгул. Известно, что потомки этих поколений жили дружно, встречаясь на жайляу, проводили вместе все обряды, руководствуясь поговоркой: «өлікке бата, тіріге сәлем» (праху предков поклонение, живым приветствие). От Ажыбая идут Жарыс, Мөшек, Мамбетказы, Мамбеткул, тентек канжыгалы — Актамак, Акбура (не путать с Акбура рода суиндик из детей родов «бес Мейрам»). И отсюда идет разветвление, о котором всяк уважающий канжыгалинец осведомляется у встреченного агаина (собрата).

От Жарыса идет Кара, от байбише Кара рождаются Елибай, Сары, от токал — Жадигер, прямой потомок которого в седьмом колене — экс-премьер-министр Даниял Ахметов. Сары называют и сына Ажигула. Заметим, имена Кара, Сары по древнему  обычаю повторяют имена пращуров сыновей Аргына. Другими крупными ответлениями канжыгалинцев являются: Кудияр, сын Мамбеткула, самый известный его представитель — писатель Рамазан Токтаров, из алмашы — сына Актамака  — вышел известный композитор Естай Беркимбаев. Из переписи, сделанной Ф.Щербиной в 1897 году, видно, что редко кто из этих родов владел тысячным поголовьем лошадей — мерилом богатства в степи. Самым богатым подродом являлось потомство Мамбетказы — бии Абыз и Шомак, жившие в местности Кызылагаш. О гордости канжыгалинцев — батыре Богембае — достаточно много написано и на русском языке. Как отмечал краевед Казбек Нуралин, отец Богембая — Акша батыр, соблюдая традиции предка Толыбая, давал своим сыновьям «географические» имена. Родился первенец в каком-то городе — ему дал имя Калабай. Родился второй у озера Биликуль — был назван Кульбаем, родился младший у берегов речки Боген, что берет начало в восточных отрогах Каратау — дал ему имя Богембай. Заметим, матерью Богембая была каракалпачка. Именно Богембай в 1710 году в казахских Каракумах, на всеказахском курултае был избран предводителем казахских войск и принял от престарелого отца Акша батыра сине-желтое боевое знамя казахов с эмблемой скачущего коня на желтом фоне под обнаженной саблей, озаренной лучами перевернутого полумесяца.

Через триста пятьдесят лет  Естай Беркимбаев сложил песню, как гордится он родом канжыгалы и братством с Богембаем. В селе Каражар, на родине выдающегося композитора, установили памятный камень. Тогда, на праздновании, вопрос-предположение вашего корреспондента о линии Естая вызвал оживленные споры гостей. Почему-то в настоящее время канжыгалинцы забыли казахские пословицы: «Если потеряться, то со всем родом» и «Яд выпей, то со всем родом» — начали сильно обособляться на подрода. Дескать, мы — алмаши канжыгалы, а вы — канжыгалынын карасы, держитесь подальше. Стоит задуматься — так ли это важно? Разве не важнее единство казахов, то, за что боролся Богембай батыр?

КАНЖЫГАЛЫ (Толыбай) — Кара — Жадигер — Токсанбай — Байұзак — Кабыш — Баймагамбет —

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Бессмертный полк

Детская художественная школа

Детский фонд "Экибастуз"

Ссылки

Колонки

Архив

Вход

Мы в социальных сетях

      

Сейчас на сайте

Сейчас 43 гостей онлайн


Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан

Праздники Казахстана