Голос Экибастуза

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Экибастузскому угольному бассейну — 55 лет

Печать PDF

Дорогие экибастузцы!

Уважаемые работники и ветераны угольной отрасли!

От всей души поздравляем вас с 55-летием с начала освоения Экибастузского угольного бассейна!

25 декабря 1954 года — исторический день в биографии Экибастуза. Именно с этого дня начинается отсчет промышленной угледобычи в Экибастузе и берет свое начало угольная река, которая течет уже 55 лет.

55 лет — это годы прогресса, высот и падений, годы героического и тяжелого труда людей. Это сотни тысяч человеческих судеб, направивших свои силы, знания и энтузиазм на добычу угля во имя процветания Казахстана.

В этот день мы выражаем признательность и  вспоминаем всех,  чей славный труд  останется для нынешнего и последующих поколений примером трудовой доблести, образцом самоотверженности, мужества и благородства.

Сегодня угольная промышленность — одна из ведущих отраслей топливно-энергетического комплекса Республики, немаловажное место в ней занимает и Экибастузский угольный бассейн. На экибастузских угольных предприятиях обновляются и совершенствуются методы работы, внедряются новые технологии, современная техника, реализуется комплекс мероприятий по улучшению условий труда и его безопасности. Угольные предприятия Экибастуза вносят значительный вклад в развитие экономики не только нашего региона, но и Казахстана в целом.

Дорогие экибастузцы! Примите самые искренние поздравления со знаменательной датой в истории нашего шахтерского города — 55-летием с начала освоения Экибастузского угольного бассейна! Желаем доброго здоровья, счастья, благополучия, новых трудовых свершений, счастливого настоящего и стабильного будущего каждой экибастузской семье.

Аким города Экибастуза Н.А.НАБИЕВ.

Секретарь городского маслихата Г.Ш.БАЛТАБЕКОВА.

 

Дорогие земляки!

От всей души поздравляю вас со знаменательной датой — 55-летием со дня начала освоения Экибастузского угольного месторождения!

Нас уже более полувека отделяет от того героического времени, когда начало зарождаться угледобывающее предприятие такого масштаба. Было отдано много сил, здоровья и даже жизней, прежде чем мы увидели всю панораму того, что сделали. У истоков освоения стояли наши ветераны — горняки, шахто­строители, которым приходилось особенно трудно.

Вся история нашего города связана с добычей черного золота. Благодаря одному из самых богатых угольных месторождений, стоит на этом месте наш город, живут в нем десятки тысяч людей. Хочется, чтобы все экибастузцы жили счастливо и безбедно, а надежды на жизнеспособность города, его экономическую и социальную стабильность напрямую связаны с устойчивой работой и дальнейшим развитием угольных предприятий.

Желаю всем огромных трудовых достижений и больших перспектив в будущем, исполнения желаний, крепкого здоровья, семейного благополучия и благосостояния. Мирного неба и большого земного счастья.

С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями.

Н.ПОПОВ, председатель Экибастузского территориального совета ПРУП РК.

 Ваш подвиг трудовой потомки не забудут

(Продолжение.)

Горняцкий Экибастуз  богат своими трудовыми традициями,  замечательными тружениками. Сегодня на разрезах и обслуживающих предприятиях работают дети и внуки первопроходцев — тех, кто невероятным трудом создал в голой степи угольную кочегарку первого класса, кто построил новый город. Мы не должны забывать их имена.

Эти две фотографии разделяет полвека.  Одна  из них сделана в дни подготовки к пуску первой очереди Иртышского углеразреза №1. Сейчас уже трудно назвать поименно всех, кто пришел на митинг в том далеком 1954 году. А на втором снимке стоят те, кого с полным правом можно назвать горняцкой гвардией. Это — наши ветераны. В первом ряду К.Е.Новиков, С.С.Абикеев, П.И.Мартыненко, Н.М.Кабанец, Б.К.Колодуб, В.Н.Дубровина, Т.К.Абдуалиев, А.Д.Огай, А.А.Страшко, во втором ряду — Р.А.Фризен, В.Н.Богураев, Н.И.Федорякин, И.М.Яковишин, И.Е.Траут, Г.М.Дордюк, Р.Ж.Негиманов, в третьем ряду — М.И.Лисишин, Л.А.Ларионов, А.Г.Гудыменко, В.И.Барышников, М.Т.Сыздыков, в четвертом — Ю.И.Звуков, И.И.Пазюк, С.Р.Абишев, А.В.Полтористов, в пятом — А.Г.Виноградов, А.Д.Скоромный, Г.И.Гейман, Н.В.Разумов

Среди этих людей машинисты экскаваторов и электровозов, буровики и путейцы, руководители предприятий, инженеры и механики… Все они внесли свой вклад в дело становления нашей кочегарки. Их остается все меньше — время неумолимо, но имена их должны остаться в нашей памяти.

Они скромные люди — наши ветераны, заслуг своих не выпячивают. Они считают, что просто добросовестно делали свое дело. Потому что иначе не могут. Расскажу в нескольких словах хотя бы об одном из них.

Вот в первом ряду в полной горняцкой форме стоит Николай Мефодьевич Кабанец. Ветеран труда, Заслуженный шахтер Казахской ССР, полный кавалер знака «Шахтерская слава». Отмечен наградами. В свое время он закончил Киевский горный техникум. Потом был Экибастуз. Начинал горным мастером, стал начальником участка. Разрезы меняли названия — «Центральный», «Северный», а он был на своем месте, организовывал добычу угля, работу экскаваторных бригад. Сорок лет отдал горняцкому труду. Сын его, Валерий, пошел по пути отца, тоже стал горняком. Таких примеров — множество. Вот хотя бы Кузьма Елизарович Новиков, он стоит первым в первом ряду. Прославленный бригадир электровозной бригады, сыновья его тоже пошли по стопам отца. На снимке мы видим и Гавриила Михайловича Дордюка. В наш город он приехал после службы в армии в 1956 году. Горнорабочий, помощник машиниста экскаватора и машинист, бригадир прославленной бригады — таков его послужной список. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, двумя знаками «Шахтерская слава». Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР. О каждом из ветеранов можно было бы рассказать много хорошего.

Федотов — инженер и ученый

В историю становления, особенно технического перевооружения, угольных предприятий бассейна имя Ивана Петровича Федотова вписано поистине золотыми буквами. Начиная с 1955 года, когда он стал главным инженером треста «Иртышуголь», он был главой того мозгового центра, который внедрял и новую технику, и новую технологию. И дело не только в привлечении талантливых инженеров и техников. Это было движение новаторов, в котором участвовали тысячи как инженеров, так и рабочих.

Во многом по его идеям были разработаны и осуществлялись комплексные планы технического перевооружения, совершенствования технологии горно-транспортных работ. В ходе реализации этих планов на первых порах была работа по переходу с паровозной тяги на электровозную. А за этим стояло строительство сотен километров контактных сетей, тягово-распределительных подстанций, электрической централизации сигнализации и связи. В Экибастузе многое испытывалось впервые. . Например, путепереукладочные поезда, новые экскаваторы с объемом ковша восемь, десять и шестнадцать кубометров. «Уралмаш», Ижорский завод и другие предприятия направляли в Экибастуз первые образцы своей новой горной техники.

Эту и другую технику нужно было приспосабливать к условиям Экибастузского месторождения. За Иваном Петровичем было последнее слово при оценке их пригодности. И он со своей командой многое сделал для того, чтобы хорошие идеи были реализованы. Так было при испытаниях первых образцов отечественных роторных экскаваторов РЭ-1, РЭ-2, РЭ-2Ц и других. Достаточно сказать, что при испытаниях и доводке экскаватора типа ЭРГ-400 Д команда Федотова сделала несколько десятков усовершенствований основных узлов. Все они были приняты машиностроителями, и в результате получилась хорошая машина. Рекомендации «мозгового центра» во главе с И.П.Федотовым были учтены также при создании роторного гиганта ЭРШРД-5000 и других типов отечественных экскаваторов, а также при изготовлении для Экибастуза роторных экскаваторов на заводах ГДР.

В 1978 году Ивану Петровичу Федотову в числе других работников объединения «Экибастузуголь» была присуждена Государственная премия СССР.

Иван Петрович за многое брался и задуманное всегда доводил до конца. Он был не просто горным инженером, но ученым. Он участник 12 крупных научно-исследовательских работ, им написано девять монографий и более 80 статей, которые публиковались в научных журналах.

И.П.Федотов был, что называется, эрудитом во многих отраслях. Его перу принадлежит книга «Твердая поступь Экибастуза», рукопись которой он принес для печати и в городскую газету «Заветы Ильича». Это был результат долгого и кропотливого труда в разных архивах. В итоге была написана история развития угледобычи в Экибастузе с 1866 по 1988 год. А если быть точным, то это история города и горожан. В книге отмечены все происшедшие за длительное время события, названы имена тысяч людей. Можно без преувеличения сказать, что другой такой книги пока что не было написано. Думаю, что к ней всегда будут обращаться все, кто захочет узнать об истории Экибастуза.

За большой вклад в развитие Экибастузского бассейна Иван Петрович был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», он полный кавалер знака «Шахтерская слава». И.П.Федотову было присвоено звание Почетного гражданина города Экибастуза.

 Анатолий Иванович Витт

Одно время мы с Анатолием Ивановичем жили в одном доме, чуть ли не на одном этаже. Так что встречались довольно часто. Я знал, что если у подъезда стоит старенький «Жигули» с вмятиной на левом крыле, то он скорее всего дома. Он не отказывался поговорить накоротке о делах на разрезе, так что мои материалы в областной газете о его бригаде, лучшей на «Богатыре», печатались постоянно и были, что называется, из первых рук…

Ростом Анатолий Иванович был невелик — такой себе крепенький мужичок с ноготок. А в работе — хваткий на редкость. В 1950 году он уже строил будущий Экибастуз, работал штукатуром. Казалось бы, что ему светило с образованием пять классов? А он рвался к технике. И однажды решился, пошел с приятелем к начальнику строящегося первого Иртышского разреза Николаю Романовичу Колотеву, попросился в экскаваторщики. Для начала хоть кем, горнорабочим — была такая должность в обслуге экскаватора СЭ-3: убери уголь на путях, подай то, сделай другое. Колотев не стал отказывать, но поставил условие Витту и Беккеру: постройте сначала склад для взрывчатки, а потом поговорим. Склад ребята построили. Колотев остался доволен и отвел Анатолия к машинисту Федору Федоровичу Володину: вот тебе новичок, сделай из него горняка. Володин оказался хорошим учителем. Помогал советами и учебными пособиями и бригадир комсомольско-молодежной бригада Николай Колотев — сын Николая Романовича. Так что экзамен на помощника машиниста он сдал.

Через четыре года Анатолий уже работал машинистом. Обзавелся семьей. И тогда же поступил в вечернюю школу. А после семилетки — в вечерний горный техникум. Он учился и потом, потому что стоять на месте не хотел. Но было в нем что-то такое, заложенное изначально, что хватал все на ходу и уже не забывал. В других условиях он мог бы стать талантливым инженером-конструктором.

Талант Витта-горняка в полную меру проявился во время работы на разрезе «Богатырь», где он в 1970 году стал машинистом-бригадиром экскаватора  СР(с)К-470. Он подобрал замечательный коллектив людей инициативных, думающих. Леонид Устименко закончил институт, был хорошим инженером, но из бригады не ушел. Нураслан Сайботалов закончил наш горный техникум. Николай Пешков, Дмитрий Василенко, Анатолий Краковский, Василий Ярышев и другие члены бригады — все они составляли сплоченный коллектив однодумцев. Практически на каждом из основных узлов они сделали усовершенствования, которые позволяли устранить задержки в работе машины.

Это позволяло постоянно наращивать объемы добычи. В 1972 году бригада А.И.Витта добыла свыше 2,1 миллиона тонн угля, еще через год приблизилась к трем миллионам, а в 1976 году установила всесоюзный рекорд, отгрузив 4 миллиона 417 тысяч тонн угля. В том же году Анатолию Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В следующем году бригада стала инициатором почина под девизом «Каждому технологическому комплексу и агрегату — проектную производительность». Почин был одобрен обкомом партии, о нем много писали в газетах, поддержку он получил широкую. Правда, сам инициатор — А.И.Витт редко выступал на разного рода семинарах по распространению передового опыта, которые в таких случаях обычно организовывались. Не любил он слов, отдавался работе. Слово свое инициаторы почина сдержали. Производительность экскаватора СР(с)К-470 бригада довела до 2938,4 тысячи тонн при проектной 2800 тысяч. И в целом по угольному бассейну резонанс от почина был большим. Движение стало массовым, проектную производительность перекрыли коллективы многих десятков экскаваторных, локомотивных, буровых и других бригад. А коллектив горняков А.И.Витта многие годы был как бы маяком, на который равнялись.

Анатолий Иванович оставил очень глубокий след в истории освоения угольного месторождения. И труд его был отмечен достойно. Он Герой Соцтруда, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, многими медалями, полный кавалер знака «Шахтерская слава». Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР.  

 Кавалер орденов Славы

Единственный из горняков Экибастуза Сергей Иванович Зубко награжден орденами Трудовой славы всех трех степеней. Как говорилось каждый раз в Указе о награждении — за большие трудовые достижения и активное участие в общественной жизни. Ему присвоено звание Почетного механизатора угольной промышленности СССР, также он отмечен знаком «Шахтерская слава» всех трех степеней.

Приехал он в Экибастуз в 1961 году, после службы в армии. Работать начал слесарем на разрезе «Северный». Затем перешел на угольный разрез №2, выучился на помощника машиниста, а там и машинистом стал. Работал и учился в нашем горном техникуме, получил специальность электромеханика.

 Таким было начало его трудовой биографии. А настоящим горняком он стал на разрезе «Богатырь», куда пришел в 1971 году. Там как раз начали монтаж нового роторного экскаватора СР(с)К-2000, изготовленного в ГДР. Производительность машины — три тысячи тонн угля в час. На монтажной площадке он отработал три года. Как сам говорил — через его руки прошли все детали машины. Он участвовал в монтаже двух экскаваторов такого типа. Вторую машину он спускал в забой уже в качестве бригадира.

Случай был редкий, чаще всего бригадиром назначали опытного, уже много поработавшего экскаваторщика, проверенного многократно. Но, наверное, на разрезе разглядели в молодом горняке что-то такое, что внушало доверие.

В полную силу, после испытаний и доводки машины, бригада начала работать в 1974 году. С подачи бригадира коллектив тогда принял обязательство: в следующем году добыть пять с половиной миллионов тонн угля. Когда это дошло до Минуглепрома, а контроль был жесткий, там выразили сомнение в компетентности бригадира. Так что были и разговоры, и разборки. Но сделала бригада даже больше, чем обещала: установила рекорд по угольной отрасли, добыв 6 миллионов 130 тысяч тонн угля.

Это не было случайностью. Люди в бригаде подобрались надежные, технически грамотные. Достаточно привести такой пример. Машинист Виктор Петрович Майоров разработал новую конструкцию приемного бункера ротора, сам же сварил его и установил. Это позволило предупредить порывы транспортерной ленты.   Так работали над совершенствованием машины и другие члены бригады — Анатолий Андреевич Романченко, Владимир Андреевич Голунов, Рахматулла Вельданов, Виктор Михайлович Поляков, Оразалы Саубенов  и другие. Здесь каждый владел двумя — тремя специальностями и мог заменить товарища.

Коллектив одним из первых стал работать по методу комплексных горнотехнических бригад. Потом по почину бригады развернулось движение под девизом «Весь прирост добычи угля — без роста численности комплексной бригады!» Были и другие почины, поддержанные горняками бассейна. Бригада же из года в год работала стабильно, добивалась высоких результатов.

На этом экскаваторе Сергей Иванович отработал четырнадцать лет, за это время было добыто более 70 миллионов тонн угля. Но время берет свое, стало подводить здоровье, и Зубко оставил бригаду. Но на разрезе остался: работать стал мастером участка. 

 Вячеслав Валерианович Каландаришвили

Он приезжает в Экибастуз ежегодно, хотя живет сейчас далеко от горняцкого края, которому отдал четверть века. Здесь ему рады, здесь его хорошо помнят как товарища по работе, как директора разреза «Богатырь», как генерального директора объединения «Экибастуз­уголь». Он оставил в городе глубокий след.

Горный инженер Каландаришвили, выпускник Свердловского горного института, в 1968 году начал работать мастером на угольном разрезе «Западный». Вскоре его назначили начальником добычного участка. В эти годы он проявил незаурядный талант горного инженера и организатора производства. Молодой, энергичный, инициативный, умеет работать с людьми. Так что когда в 1976 году его назначили директором разреза «Богатырь», все, кто его знал, восприняли это как должное.

Он заступил на эту должность в бурное время. Уже на следующий год ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 киловольт Экибастуз — Центр». Предусматривалось строительство нескольких мощных электростанций близ города. Для их работы уголь требовался во все большем количестве. Нужно было наращивать мощности разрезов  и прежде всего «Богатыря». В этот период упор делался на ввод новых роторных  экскаваторов  и быстрейшее их освоение, вывод на высокую производительность. И прежде всего директор разреза должен был обеспечивать выполнение всех этих планов. Вячеслав Валерианович умел подбирать людей — инженеров и рабочих, доверял молодым и выдвигал их на «горячие» точки производства, поддер­живал, много внимания уделял созданию условий для высокопроизводительного труда.

С вводом в  1979 году девятой очереди  «Богатырь» вышел на проектную мощность 50 миллионов тонн угля в год и стал крупнейшим в мире. Об объеме работ только на этой последней очереди можно судить по таким примерам. Это — монтаж и ввод роторного экскаватора ЭРП-2500, построено 16 километров внутрикарьерных железнодорожных путей, контактные и электрические сети, щебеночный карьер и многие другие объекты. Так что директору пришлось координировать свои действия со строителями, монтажниками. Был смонтирован и поставлен в забой самый мощный роторный комплекс   ЭРШРД-5000. Это на нем бригада А.А.Шишлова в 79-м году добыла свыше семи миллионов тонн угля, перекрыв план почти на миллион тонн. 

Это в эти годы на «Богатыре» родились многие ценные почины, направленные на рост производительности труда  и поддер­жанные  всеми горняками бассейна. В полную меру раскрылся талант таких замечательных экскаваторщиков, как Герой Социалистического Труда А.И.Витт, А.А.Шишлов, С.И.Зубко, Р.И.Фецер, А.Четверяков, Р.-А.Шарипов и многих других. Надо сказать, что Вячеслав Валерианович отличался простотой в общении, был человеком обязательным, и люди к нему тянулись.

В последующие годы В.В.Каландаришвили побывал в должности директора вскрышного разреза «Степной», директора объединения по материально-техническому снабжению. Он был своеобразным человеком, со своими принципами, не всегда сговорчивый с начальством. Но — всегда востребованным, потому что такой талантливый инженер и организатор производства всегда нужен.

В 1988 году Вячеслава Валериановича назначили генеральным директором ПО «Экибастузуголь». Он стал во главе коллектива горняков в трудный период. Шла перестройка, в стране назревал политический и экономический кризис. Экибастуз еще работал в полную силу. Достаточно сказать, что даже в 1991 году добыча угля в объединении составила 82,5  миллиона тонн. Но жизнь становилась все труднее. В.В.Каландаришвили, надо отдать ему должное, чувствовал приближение кризиса  и всеми силами пытался ему противодействовать. В этот период на первый план вышли вопросы социальные. Каландаришвили организовал новые производства, такие, как завод керамических изделий и стеновых материалов, началось производство товаров народного потребления. Не хватало продуктов — и генеральный директор усиленно развивал подсобные хозяйства. Людей в этот трудный период он старался поддержать всеми способами. Все бывшие работники объединения получили прибавку к пенсиям — за счет средств предприятий.

Надо сказать, что судьбой Экибастуза были озабочены и в верхах. В эти трудные годы здесь побывали первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А.Кунаев, министр угольной промышленности СССР Б.Ф.Братченко и другие руководители отрасли. Но развал страны и ее экономики был уже близок.

Вячеслав Валерианович переживал все это очень тяжело. Но он до последнего верил, что еще можно избежать краха. Вспоминаю о первом политическом митинге экибастузских горняков в июле 1990 года. Люди требовали решить многие проблемы — начиная с прекращения сбоев на производстве и повышения заработной платы до улучшения снабжения продовольственными и промышленными товарами. Страсти накалялись до предела. Выступая на митинге, Вячеслав Валерианович говорил с людьми откровенно, дал подробную информацию о положении дел. И эта откровенность, равно как и большой авторитет В.В.Каландаришвили в коллективе, сделала свое дело. Страсти пошли на спад, пошел разговор о том, как можно решить хотя бы самые неотложные социальные вопросы.

До последней минуты Вячеслав Валерианович делал все возможное, чтобы  предотвратить распад такого в своем роде уникального предприятия, как объединение «Экибастузуголь». Но сделать уже ничего не мог. И он ушел с должности генерального директора, ушел добровольно, объяснив причины и извинившись перед всеми горняками. Винить его за этот шаг невозможно. 

 Роторная страда

В 1978 году нескольким горнякам Экибастуза была присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники. Лауреатами престижной премии стали генеральный директор объединения С.П.Куржей, директор по производству Н.М.Белик, главный инженер И.П.Федотов, главный механик С.Ш.Шешембеков, машинист роторного экскаватора Б.Г.Гудыменко, начальник погрузочно-транспортного управления В.Ф.Гаврюшин. Лауреатом стал также начальник участка треста «Казпромтехмонтаж» А.П.Гусев, который долгое время руководил сборкой и доводкой многих типов роторных экскаваторов. Как говорилось в официальном постановлении, это была награда «За высокоэффективное развитие в больших объемах добычи с помощью мощной роторной техники каменного угля сложноструктурного Экибастузского месторождения».

Можно сказать, что был подведен итог многолетней работы конструкторов и горняков над созданием техники нового поколения. А сама «роторная страда» началась еще в 1963 году, когда на Карпинском рудоремонтном заводе был изготовлен и доставлен в Экибастуз опытный образец первого отечественного роторного экскаватора РЭ-1. С этого времени Экибастуз на долгие годы стал тем полигоном, на котором испытывалась роторная техника.

Это была поистине творческая работа. Горняки учились использовать новые экскаваторы, а машиностроители — делать их все более надежными. Достаточно сказать, что были испытаны восемь образцов того же РЭ-1. Они буквально разваливались в первый же час работы, их переделывали заново, внося все новые изменения. Так было и с другими типами экскаваторов. Пожалуй, лучше всего сказал об этом процессе много лет назад С.П.Куржей: «Не следует думать, что работающий сейчас экскаватор ЭРГ-400Д — это та самая машина, которая поступила в 1966 году. В процессе эксплуатации в нее внесены существенные изменения, некоторые узлы коренным образом переделаны. В процессе усовершенствования донецкие машиностроители приобрели большой опыт, который пригодился им при создании роторного экскаватора ЭРП-1250. Это — уже прочная, надежная машина. Подобным же образом шла работа над усовершенствованием роторных экскаваторов, изготовленных для нас в ГДР. Если вначале они совершенно не соответствовали нашим горно-геологическим условиям, то сейчас работают высокопроизводительно и надежно».

Применение роторных экскаваторов потребовало перестройки всего транспортного хозяйства. Когда испытывался РЭ-1, на вывозке угля и вскрыши еще применялись паровозы. Так что и здесь пришлось совершить своего рода техническую революцию. Были внедрены электровозы ЕЛ-1, 26ЕГМ, ОПЭ-1, рельсы заменены более тяжелыми, внедрена система электрической централизации стрелочными переводами, современная диспетчерская связь, на вывозке вскрыши стали применять думпкары повышенной емкости.  Уже тогда были сделаны первые разработки по применению конвейерного транспорта. Идея эта спустя годы была реализована при строительстве разреза «Восточный».

В «роторной страде», которая продолжается и в наши дни, внесли свой вклад сотни светлых умов — инженеры, техники и рабочие. Вспоминая о поре внедрения роторной техники, один из ее создателей — Иван Петрович Федотов писал: «Приходится только сожалеть, что лауреатами Госпремии СССР стали только 11 участников, а заслуживало этого звания значительно большее число специалистов». К их числу он относил, например, Сергея Алексеевича Шишлова, бывшего главного механика объединения. Он был одним из творцов роторной технологии разработки сложноструктурных пластов Экибастузского бассейна с его крепкими углями. Под его руководством проводились испытания уже первых роторных машин. Сергей Алексеевич работал на месторождении много лет, он отмечен многими наградами и почетными званиями.

 Николай Трифонович Пешков

Не зря говорят, что первый Иртышский углеразрез, названный впоследствии «Центральным», был кузницей кадров для всего бассейна. Здесь начинали свою трудовую деятельность многие прославленные горняки. Сюда поступил и приехавший в Экибастуз в 1965 году  Николай Трифонович Пешков, стал работать электрослесарем. Вскоре взялся осваивать экскаватор, стал помощником машиниста. Одновременно учился на вечернем отделении горного техникума.

С 1969 года Николай Трифонович работает на «Богатыре». Разрез еще готовили к сдаче в эксплуатацию, его оснащали роторными экскаваторами. Наверное, ему очень повезло, что попал под начало такого мастера своего дела, как Анатолий Иванович Витт. Начинал Пешков в бригаде СР(с)К-470 помощником машиниста. Но уже через несколько лет стал классным, как характеризовал его сам А.И.Витт, машинистом, освоил машину в совершенстве. В этом коллективе просто нельзя было быть середнячком, потому что мастерами здесь были все. Потому и росла слава бригады год от года.

Наверное, совсем не случайно и то, что в 1982 году как раз Пешкова направили от Экибастуза на международный конкурс угольщиков стран СЭВ в Болгарии. Там надо было показать себя в знании техники и мастерстве управления машиной. Николай Пешков защитил честь Экибастуза, занял почетное второе место.

В 1984 году Николай Трифонович был назначен бригадиром. Тогда на «Богатырь» начали поступать новые немецкие экскаваторы СР(с)К-2000М. Это были усовершенствованные машины, приспособленные к условиям Экибастузского месторождения, как их назвали горняки, «четырехтысячники». Одну из таких машин и получил коллектив во главе с Пешковым. И горняки показали, что можно сделать на хорошей технике. Уже в том году план был перевыполнен. Бригада добыла 6989 тысяч тонн угля. Для такого класса экскаваторов это был всесоюзный рекорд. А потом коллектив Пешкова из года в год работал стабильно, добывал не менее пяти миллионов тонн угля.

Сыновья Николая Трифоновича — Павел и Андрей, после окончания профтех­училища и горного техникума также пришли на «Богатырь» в качестве помощников машинистов экскаваторов.

Николай Трифонович награжден за добросовестный труд орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции. Ему присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

 Анатолий Алексеевич Шишлов

Пятитысячник, экскаватор ЭРШРД-5000, изготовленный на Новокраматорском машиностроительном заводе. Гости Экибастуза — все без исключения, много лет просили показать им эту гигантскую горную машину. Ее монтировали близ «Богатыря» более двух лет. Все это время там работал электромеханик Анатолий Шишлов. А после спуска машины в забой он уже в качестве бригадира испытывал ее, вместе с конструкторами и инженерами совершенствовал  ее рабочие органы. Работа по доводке затянулась, но в итоге была сделана надежно.

Вспоминая о той поре,  Анатолий Алексеевич всегда называл имя главного механика объединения Серикбая Абжалиевича Шешембекова. Этот талантливый инженер участвовал во всех этапах монтажа и доводки экскаватора-гиганта и многое сделал для того, чтобы будущая бригада горняков была подготовлена всесторонне.

В октябре  1977 года экскаватор был сдан в эксплуатацию. А уже в мае следующего года бригада за месяц при плане 950 тысяч добыла 1162 тысячи тонн угля. Это был всесоюзный рекорд, машин такой производительности в стране еще не было. С большим успехом коллектив бригады поздравил первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А.Кунаев. Показатели постоянно росли. В 1979 году было добыто свыше семи миллионов тонн угля, в 1981-м  добыча уже превысила восемь миллионов. Бригада была награждена переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ и занесена в летопись комсомольской славы.

Бригада была сплоченным коллективом. 50 человек — и ни одного прогульщика. Валерий Кузин, Юрий Павловский, Владимир Старков, Николай Лыба, Иван Луговой, Юрий Таловский, Владимир Бутров, Александр Шмеер, Виктор Бенцлер, Владимир Коляда — перечислить всех членов этого замечательного коллектива просто невозможно. Называю их по старой памяти без отчеств — тогда, в зените славы трудовой, они были молодыми и бригада была комсомольско-молодежной. За 15 лет работы, пока ее возглавлял А.А.Шишлов, было добыто свыше 85 миллионов тонн угля. Сам Анатолий Алексеевич за достижение высоких показателей в труде был удостоен звания лауреата Государственной премии, он был полным кавалером знака «Шахтерская слава». Его уже нет с нами, но он прожил яркую жизнь, и его не забыли.

 Машинисты горных поездов

Надо ли говорить, что успех работы экскаваторщиков обеспечивали поездные бригады погрузочно-транспортных управлений объединения горняков? Они возили вскрышу на отвалы, вывозили из разрезов добытый уголь. Без них все бы стояло. Сегодня надо вспомнить хотя бы некоторых из них.

Имя Петра Дмитриевича Резепова не забыли ни ветераны, ни локомотивщики среднего возраста, которых он в свое время обучал, передавал свой опыт. Он работал еще на паровозе, потом освоил электровоз. Это ему было предоставлено почетное право транспортировки с разреза «Центральный» в октябре 1978 года 500-миллионной с начала эксплуатации месторождения тонны угля.

Кузьма Елизарович Новиков  был одним из добровольцев, которые из уральского Карпинска приехали в Экибастуз. Работал помощником машиниста электровоза, был передовиком производства, профсоюзным активистом, активно участвовал в общественной жизни города. За свой добросовестный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени, отмечен знаком «Шахтерская слава» всех трех степеней. Три его сына — Александр, Николай и Юрий работают в железнодорожном ведомстве горняков.

Полный кавалер знака «Шахтерская слава» Александр Иванович Бабкин в 1982 году вывозил из разреза в отвал миллиардный кубометр вскрыши. А.С.Бабиев и А.И.Семеникин — участники другого знаменательного события — вывозили миллиардную с начала эксплуатации месторождения тонну угля. Это была честь, признание больших заслуг в труде. Таких людей можно было бы назвать многие десятки.

 Кавалер «Шахтерской славы»

В марте 1957 года в составе треста «Иртышуголь» был образован Северный вскрышной разрез. Начальником нового предприятия назначили П.Н.Двоеглазова, а главным инженером В.Д.Баскина. Тогда же из ликвидированного в Караганде Восточного вскрышного разреза в Экибастуз переехали многие инженеры, техники и рабочие. В большинстве своем они осели на  «Северном». Тогда же в должности начальника участка здесь начал работать Иван Давыдович Сысоев.

Так повелось, что почти всегда вся слава доставалась тем горнякам, кто был занят на добыче угля. На долю  вскрышников чаще всего приходились упреки. Между тем это они вскрывали новые угольные горизонты и тем самым обеспечивали успех добычников. Но проблема вскрышного комплекса была в бассейне всегда, осталась она и поныне.

Иван Давыдович испытал все трудности на себе. Он был очень хорошим специалистом. В последующие годы работал заместителем главного инженера, а потом и главным инженером разреза. Так что был самым непосредственным и активным участником технического перевооружения вскрышного разреза.

Это на «Северном» в 1963 году впервые появились восьмикубовые экскаваторы ЭКГ-8, сделанные на «Уралмаше». Первыми их опробовали на вскрыше и отвале бригады Н.Н.Бережинского и И.С.Шпигаря. Чуть позже с Ижорского завода привезли более совершенные экскаваторы ЭКГ-8И, а потом — ЭКГ-12,5. В 1980 году на отсыпке второго яруса отвала уже работал и первый шагающий драглайн ЭШ-10/70А. Внедрял эту новую технику И.Д.Сысоев.

Широко известны имена многих горняков «Северного», которые добивались высокой производительности труда. Машинист экскаватора Иван Григорьевич Кочерга был награжден орденом Ленина, ему в числе первых присвоено звание Заслуженного шахтера Казахской ССР. Не забыты имена машинистов экскаваторов К.Г.Рериха, В.Я.Бедника, Н.А.Кругова, В.В.Будрика, И.С.Шпигаря, машинистов буровых станков Л.С.Перечнева, В.М.Сорокина, З.Я.Галямова и других. Это на «Северном» в марте 1982 года был отгружен миллиардный с начала эксплуатации месторождения кубометр породы вскрыши. Погрузил его в думпкар машинист экскаватора С.Д.Лоскутов, вывезла в отвал локомотивная бригада   А.И.Бабкина, а принимала на отвале бригада В.В.Будрика. Такие события не забываются. 

В том же году отмечали 25-летие «Северного». Тогда было подсчитано, что за 25 лет коллектив разреза отправил в отвалы, с учетом селективной выемки угля, 370 миллионов кубометров горной массы. Отмечен был труд многих горняков, в том числе инженера И.Д.Сысоева.

Иван Давыдович внес большой вклад в развитие не только «Северного», но и угольного месторождения в целом. Он награжден знаком «Шахтерская слава» всех трех степеней.

 И был первый миллиард…

 

Было еще одно знаменательное событие, которое хотелось бы вспомнить сегодня, в день 55-летия Экибастузского месторождения. Ноябрьский день 1997 года, когда была добыта миллиардная с начала работы «Богатыря» тонна угля.

Тогда возле роторного экскаватора СР(с)К-2000 №1144 собрались многие ветераны-горняки, которые создавали и этот разрез, и угольный бассейн в целом. Здесь можно было увидеть А.Зеленкевича, М.Тукаева, Н.Убираева, П.Якушева и многих других. Управлял машиной старший машинист Александр Гусев — Почетный механизатор угольной промышленности, обладатель бронзовой медали ВДНХ СССР. Вывозила юбилейную тонну символическая бригада машинистов электровоза в составе М.Жумалинова, А.Семеникина, А.Бабиева, Ю.Бабкина, которые представляли два управления. На торжество приехали бывший директор «Богатыря» Вячеслав Каландаришвили и бывший министр угольной промышленности СССР Михаил Щадов. Были хорошие речи, воспоминания о былом величии «Богатыря». Потому что все, кто здесь в тот день собрался, вкладывали не просто силу рук и ясность мысли, но саму душу в создание разреза-великана.

Будущее угольного Экибастуза — каким оно будет? Хотелось бы, чтобы он возродился до прежних высот. Чтобы были и второй, и третий миллиарды угля «Богатыря». И не когда-нибудь, а в ближайшем будущем.

Павел ОНОПРИЕНКО. 

Автор выражает глубокую благодарность А.Т.Кузнецовой за помощь в подборе материалов для написания статей о лучших горняках Экибастуза. Алевтина Тимофеевна, горный инженер по специальности, долго работала на разрезах «Центральный» и «Восточный», собрала богатый архив. Много лет она является председателем совета ветеранов бывшего объединения «Экибастузуголь». Ее усилия по сохранению памяти о лучших людях города заслуживают самой высокой оценки.

 

 Праздник с хорошим настроением

Активное участие в праздновании 55-летия с начала крупномасштабного освоения Экибастузского угольного бассейна принимает разрез “Восточный”.

По сообщению пресс-службы разреза, к юбилейной дате руководство разреза приурочило награждение сотрудников ведомственными наградами: знаком «Шахтерская слава» I степени отмечены главный инженер предприятия Ю.Гончаров, электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования А.Матвеев, машинист конвейера О.Рахимжанов, машинист тягового агрегата В.Михайленко, машинист отвалообразователя  В.Мамаев и взрывник К.Капанов. Нагрудным знаком «Шахтерская слава» II степени награждены  электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования А.Анисимов и машинист отвалообразователя Ж.Актамбердинов, знака III степени удостоены машинисты экскаваторов Т.Мусаипов и М.Возный.

Не забыли на разрезе и о ветеранах: в рамках празднования для делегации заслуженных работников отрасли провели экскурсию по предприятию, встречу завершил праздничный обед с музыкальной программой.

Уходящий год был плодотворным для разреза. Локомотивный парк пополнился новой техникой: пущена по рельсам последняя модель электровоза Новочеркасского завода. Капитально-восстановительный ремонт прошли 5 локомотивов ОПЭ-1, модификация которых уже снята с серийного производства. Заводчане Новочеркасска пообещали, что локомотивы прослужат еще 10-12 лет, не доставляя особых проблем при должном обслуживании. Подходят к завершению работы по запуску первой очереди циклично-поточного комплекса — это один из крупнейших инвестиционных проектов разреза в текущем году. Приобретена новая автотехника, карьерный гидравлический экскаватор  “Liebherr” с ёмкостью ковша 17 кубометров (стоимость машины составила более 630 миллионов тенге).

В уходящем году разрез посетил премьер-министр РК. Карима Масимова ознакомили с ведением работ по реализации проекта  строительства циклично-поточного вскрышного комплекса, а новую технику он решил опробовать сам — премьер  лихо управлял  ковшом 90-тонной машины.

В конце года более сорока угольщиков получат жилплощадь по льготному кредиту от корпорации. Сегодня предприятие активно развивается, вкладывая средства не только в оборудование, но и в социальную инфраструктуру, что позволяет работникам разреза уверенно смотреть в будущее.

М.ЕРШОВА.

 

Мы строили разрезы — строили город

В связи с празднованием 55-летия освоения Экибастузского угольного месторождения, наконец, вспомнили и о нас, бывших строителях треста “Иртышуглестрой” и комбината “Экибастузшахтострой”. Ведь, действительно, мы, строители, в угольных разрезах производили вскрышные работы, укладку железнодорожных путей, подводили энергоснабжение, строили надземные сооружения и даже загоняли в разрез и ставили в забой экскаваторы, собранные и ухоженные — садись, черпай уголь, машинист. Даже первые вагоны с углем загружали строители.

Более 40 лет трудились строители, создавая Экибастуз. Нас в то время не очень-то баловали наградами. Знак “Шахтерская слава”, правительственные награды вручали, в основном, шахтерам. И лишь с десяток строителей за 4 десятка лет удостоены звания  “Герой труда” и орденами. А самыми распространенными нашими наградами стали медаль “100 лет В.И.Ленину” и звание “Ветеран труда”.

Иван Васильевич Проценко приехал в Экибастуз в 1956 году: техник-строитель таскал носилки на стройке 109 квартала и до конца своих дней трудился в “Шахтострое”,  дорос до главного инженера комбината. Я не видел на его груди ордена. Или Александр Васильевич Некленов — более 40 лет бессменно работал начальником дренажных шахт. Виктор Григорьевич Гуцал работал на самом трудном объекте — начальником подсобных предприятий, куда входили ДОК, завод ЖБИ, кирпичный завод, впоследствии Гуцал стал начальником ведущих строительных управлений, в том числе разрезостроительного управления №6, которое было генеральным подрядчиком строительства разреза “Богатырь”. Это Виктор Григорьевич 30 ноября 1970 года сдал разрез генеральному заказчику Станиславу Павловичу Куржею. Позже Гуцал был главным инженером треста. Нельзя не вспомнить Николая Ивановича Петренко, до последних дней жизни трудившегося главным маркшейдером, заместителя начальника управления Петра Григорьевича Гусарова. В системе шахтостроя трудились многие ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда. К сожалению, нет возможности вспомнить всех. Их руками был разбужен пустынный край, с первых колышков будущих разрезов и жилых кварталов началась сегодняшняя угольная река Экибастуза.

Я — Талгат Бапаевич Ахметов — вырос, учился и ушел на фронт из поселка Майкаин. Вернулся домой в 1948 году, а в 1954 году переехал в Экибастуз. Работал диспетчером в автобазе №3 Павлодарского автотреста, в 1956 году перешел работать в СУ-1, затем в РСУ-1, трудился заведующим производством в ШСУ-1. В 1966 году начальник участка строительства железнодорожных путей РСУ-6 Плеханов рекомендовал меня на пост начальника Отдела технического снабжения. В 1970 году генеральный директор разреза “Богатырь” Станислав Павлович Куржей пригласил меня на работу в разрез, но я отказался — не хотел уходить из коллектива РСУ-6, где в то время начальником работал В.Гуцал, главным инженером И.Проценко, хоть иной раз и приходилось работать напряженно, без выходных, бывало, что на предсдаточные объекты выезжали и ночами. Помню, как 7 ноября в 1969 году едва мы собрались на праздничную демонстрацию, как раздался звонок: прибыли 100 вагонов балласта для путей разреза “Богатырь”... И все три выходных дня до поздней ночи мы, с мобилизованными дежурными бригадами тепловозников, дежурных диспетчеров, разгружали вагоны — их нужно было сдать без простоев. Запомнился еще один случай: по каким-то причинам в разнарядку треста “Иртышуглестрой” не попали валенки. А их нужно выдать почти 200 рабочим, которые трудились на открытом воздухе. Ситуация безвыходная. Тогда я выехал в совхоз им.Торайгырова, где председателем рабочего кооператива работал мой друг-одноклассник. Забрал 200 пар валенок, обещал оплату в ближайшие 2-3 дня. Но оплаченную сумму баянаульский госбанк... вернул — законом был запрещен отпуск товаров сельской местности городам и наоборот, городу селам. Но валенки уже выданы рабочим... Тогда я поехал в Экибастузский рыбохолодильник, где бухгалтером работал хороший товарищ Кабылкак Мухамеджанов. Он и выручил, оплатив нужную сумму рабочему кооперативу. Ну а на то, что рыбохолодильник отдаст деньги, пришлось уговаривать уже не только госбанк, но и бухгалтеров своего предприятия. Они твердили: “Ну как это — валенки в рыбохолодильнике?..”.

В 1972 году объем строительных работ тресту уменьшили и стал вопрос о реорганизации предприятия. Я перешел работать заведующим базой УМТС треста, а с реорганизацией треста в комбинат стал заместителем директора по производству. Днями и ночами мы разгружали вагоны с грузами для строительства.

В 1985 году оформил пенсию, но работал еще до 1998 года — до 73 лет: до 1989 года работал в управлении промышленного строительства комбината, потом меня пригласили на Экибастузский участок Павлодарского вторчермета сначала инспектором, затем начальником участка. Мой трудовой стаж 56 лет, из них 33 года в системе шахтостроя. Работа в снабжении строительства неблагодарная, но более опытные руководители это хорошо понимали, именно благодаря их поддержке удалось пройти такой трудовой путь.

Сегодня нет комбината “Экибастузшахтострой”. В свое время мы, около 5000 бывших работников комбината, разбрелись кто куда, многих теперь уже нет в живых. Нас осталось так мало и мы чувствуем себя невостребованными. Несколько лет назад нас, участников Великой Отечественной войны и ветеранов “Экибастузшахтостроя”, руководство города распределило по существующим предприятиям. Но последние год-два замолчали и эти предприятия. Может быть, угольщики должны оценить наш нелегкий труд и не отчуждать нас? Ведь без строителей не было бы разрезов, не было бы города.

Т.АХМЕТОВ, участник Великой Отечественной войны, ветеран комбината “Экибастузшахтострой”. 

 

Кавалер ордена «Құрмет»

В эти дни бригадир роторного экскаватора СРс(К)-2000 №1146 разреза «Богатырь» Канлыбай Умбеталиев принимает бесчисленные поздравления от коллег по работе, родных и знакомых по случаю награждения орденом «Құрмет». Эту высокую государственную награду на торжественном заседании, посвященном всенародному празднику – Дню независимости Казахстана, ему вручил Президент страны Нурсултан Назарбаев. 

Церемонию награждения транслировали по телевидению. Люди тогда не знали, что свой телефон Канлыбай, как и все приглашенные, оставил на  пропускном пункте в зал заседания, и пытались к нему дозвониться. Когда же наш земляк включил «сотку», то обнаружил более двадцати пропущенных вызовов и еще больше SMSок. Первая была от коллег с разреза «Богатырь». И это особенно тронуло Канлыбая. Машинист СВБ Радик Курбанов от имени товарищей по работе написал коротко и ясно: «Поздравляем с высокой государственной наградой!»

— Но больше всех меня, конечно, порадовал мой сын Азамат, — с гордостью рассказывает Канлыбай Умбеталиев, — он учится на первом курсе факультета вычислительной техники и программирования Астанинского агротехнического университета. Он только что сдал экзамен по математике на «пятерку» и сразу же примчался в Акорду поздравить меня.

…Канлыбай Умбеталиев на разрезе «Богатырь» трудится уже тридцать лет, двенадцать из них – бригадиром роторного экскаватора. Хотя начинал здесь же монтером пути. Работая, параллельно учился на курсах машинистов экскаватора при среднем профтехучилище №163. Окончив их, перешел помощником. Тринадцать лет работы в этой должности стали для Канлыбая настоящим «университетом» горного дела. Освоил  сложную технику, особенно ее электрическую часть, досконально, и это позволило ему сделать еще один шаг наверх в профессиональной карьере.

Умбеталиев принимал участие в монтаже, а затем пуске в эксплуатацию конвейерно-железнодорожного комплекса. КЖДК не сразу вышел на проектную производительность, было на этом пути много различных технических проблем, которые активно решал и Канлыбай Умбеталиев. В течение некоторого времени, когда экскаватор №1146 работал в составе комплекса, он совмещал должность бригадира экскаватора и КЖДК. Под его началом находилось около 130 человек.

— Вот тогда особенно ярко проявились все его организаторские способности, — откровенно отзываются о нем на добычном участке №1, где он работает. — Как руководитель Канлыбай бесценный специалист. Может хорошо наладить производственный процесс, с людьми здорово ладит. Это – главная составляющая успеха.

За безупречный, добросовестный труд, активное участие в общественной жизни коллектива ветерану-горняку было присвоено звание «Лучший работник компании» и его портрет в течение года висел на Доске почета предприятия. Экипажу роторного экскаватора, которым руководит Умбеталиев, было доверено почетное право отгрузки на разрезе «Богатырь» 100-миллионной тонны угля, добытой в Казахстане в 2008 году.

— Высокая награда, которую я получил из рук Президента, ко многому обязывает, — говорит Канлыбай, — приложу все свои силы, чтобы оправдать ее.

А потом  поделился:

— Для семьи, для многочисленных родственников орден — большая радость. Пригласим скоро всех их за наш семейный дастархан и отметим по казахскому обычаю это событие.

Поздравляем Канлыбая Умбеталиева с высокой государственной наградой и наступающим 55-летним юбилеем Экибастузского угольного месторождения! Желаем новых трудовых успехов!

Василий МАТВЕЮК.

На снимке: кавалер ордена «Құрмет»  Канлыбай Умбеталиев.

Фото Анатолия БУТЫРИНА.

 

Несколько страниц в богатой истории

55-летняя летопись Экибастузского угольного месторождения сплетена из сотен, тысяч больших и малых событий. Собранные воедино, они стали нашей историей. В этой истории есть несколько страниц, которые в этом году вписал в нее многотысячный коллектив компании «Богатырь Комир». Несмотря на негативное влияние мирового экономического кризиса, предприятие сумело противопоставить ему высокую организованность и завершает год с неплохими производственными показателями. В общей сложности будет реализовано 34,8 миллиона тонн топлива для электростанций.

Накануне юбилея в компании «Богатырь Комир» в торжественной обстановке открылся Зал трудовой славы, в котором собраны документы и экспонаты по  богатой и интересной истории нашего края.

В открытии Зала приняли участие руководители и работники компании, представители общественности города. В экспозиции представлены сотни различных исторических документов, редких фотографий, личных вещей, орденов и медалей наших прославленных земляков, другие экспонаты. 

Ветераны, приглашенные на это событие, были искренне рады успехам нынешних горняков, продолжателей их дела и традиций. Мурат Махметов, пожалуй, самый молодой из почетных гостей. Он работал на вскрышном комплексе разреза «Богатырь» горным мастером и всего несколько месяцев назад ушел на заслуженный отдых. Мурат – полный кавалер знака «Шахтерская слава», его имя  заносилось на Доску почета компании. Осмотрев экспозицию, Мурат поделился своими впечатлениями.

— Считаю, что горняки давно заслужили открытия такого Зала. Здесь представлена история угольных разрезов, на которых я отработал свыше 44 лет, и многие события происходили на моих глазах. Сюда обязательно нужно приводить молодых горняков и детей, чтобы они познавали историю, созданную их отцами и дедами. Надеюсь, что со временем Зал трудовой славы станет настоящим музеем. Ведь наша с вами история продолжается.

22 декабря на разрезе «Богатырь» завершилась модернизация роторного экскаватора СРс(К)-2000  №1143, длившаяся более полугода.

Такой глубокой, как говорят специалисты, модернизации роторной техники на разрезе  за всю его почти сорокалетнюю историю не осуществлялось ни разу. Работы проводились ремонтным персоналом компании «Богатырь Комир» при непосредственном участии инженеров и специалистов германских фирм «Тенова-ТАКРАФ» и «БЕА», подрядных организаций – ТОО «Иртышэлектромонтаж» и ТОО «Электросервис». По сути, накануне 55-летнего юбилея месторождения горняки отметили второй день рождения экскаватора СРс(К)-2000 №1143. За 28 лет эксплуатации экскаватор отгрузил 130 миллионов тонн угля. Полностью обновленный, он будет добывать топливо для электростанций еще как минимум 15 лет.

В день окончания работ на монтажной площадке горняки провели митинг. Ему не помешал даже тридцатиградусный мороз. Открывая митинг, генеральный директор «Богатырь Комир» Виктор Щукин отметил, что подобные мероприятия уже стали доброй традицией для коллектива компании. В середине декабря минувшего года на «Богатыре» также состоялось знаменательное событие – тогда здесь была отгружена 100-миллионная тонна угля, добытая в Казахстане в 2008 году. В сегодняшнем мероприятии приняли участие виновники торжества – экипаж экскаватора во главе с бригадиром Арун-Рашидом Шариповым, который в краткой речи поблагодарил за предоставленное его коллективу право участвовать в модернизации машины, а затем работать на ней. От имени фирмы «Тенова-ТАКРАФ» выступил ее представитель Геррманн Герд. Затем слово взяли руководители подрядных организаций — технический директор ТОО «Иртышэлектромонтаж»  Александр  Купцов и директор компании «Электросервис» Сергей Шмаков. Они выразили удовлетворение от проделанной работы и сказали, что готовы и дальше сотрудничать с компанией.

Затем генеральный директор «Богатырь Комир» Виктор Щукин предложил по давней традиции разбить бутылку шампанского о роторное колесо угледобывающего «корабля». Эту почетную миссию под аплодисменты собравшихся выполнил заместитель директора разреза «Богатырь» Александр Зыкалин.

…Модернизация роторного экскаватора СРс(К)-2000 №1143 – это для компании «Богатырь Комир» начало большого и важного проекта. В ближайшие год-два на монтажную площадку будут поставлены еще несколько машин.

— Эту работу мы по-прежнему будем осуществлять с германской фирмой «Тенова-ТАКРАФ», — сказал генеральный директор компании Виктор Щукин, — таким образом, наше деловое партнерство, которому недавно исполнилось сорок лет, будет продолжаться и дальше.

Экибастуз прочно ассоциируется с крупнейшим в мире разрезом «Богатырь».

«Богатырь Комир», совместное предприятие фонда национального благосостояния  «Самрук-Казына» и Российской объединенной компании «РусАЛ», с 2007 года работает над реализацией проекта по переводу разреза на автомобильно-конвейерную технологию. К сегодняшнему дню уже завершены работы по реконструкции транспортной схемы разреза «Богатырь», а добыча и усреднение угля переведены на  автомобильно-железнодорожную технологию, для чего закуплены большегрузные автосамосвалы, гидравлические экскаваторы, буровые станки, бульдозеры и другая техника.

В начале декабря  в Астане состоялась ежегодная церемония награждения победителей конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз-2009».

«Богатырь Комир» в нынешнем году участвовал в номинации «Лучшее социально ответственное предприятие» и среди 60 субъектов крупного предпринимательства республики занял почетное третье место. «Богатырь Комир» — известное в Павлодарском регионе и далеко за его пределами социально-ориентированное предприятие. Достаточно сказать, что за прошедшие тринадцать лет  компания направила на развитие социальной сферы Павлодарского региона свыше 4 миллиардов 250 миллионов тенге. 

Финансовая помощь оказывалась при строительстве Павлодарской и Экибастузской мечетей, православного храма, диагностического центра и Ледового дворца спорта в Павлодаре, озеленении города Экибастуза, поддержке общественного объединения «Павлодар – наш общий дом», футбольного клуба «Экибастузец»,  приобретении детям-сиротам путевок в центр отдыха «Карлыгаш». В 2009 году на развитие социальной сферы Павлодара и Экибастуза компания выделила более 240 миллионов тенге.

В канун 55-летнего юбилея месторождения Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий на своем официальном сайте открыла новую рубрику «Гордость отрасли», которая рассказывает о достижениях и профессионализме отечественных горняков и металлургов.

В этом разделе представлены  пятеро лучших работников компании «Богатырь Комир»: водитель, наставник молодежи, полный кавалер ордена Трудовой славы, Почетный работник угольной промышленности Александр Владимирович Малиновский,  машинист бульдозера победитель Международного конкурса среди операторов бульдозера стран СНГ  Талгат Татиев,  машинисты экскаватора полный кавалер знака «Шахтерская слава», «Почетный шахтер» Виталий Карастоянов, Почетный работник угольной промышленности, обладатель звания «Лучший работник компании» Оразалы Саубенов,  машинист тепловоза, кавалер ордена Трудовой славы третьей степени, полный кавалер знака «Шахтерская слава», «Почетный шахтер» Боранбай Жумабаев.

В октябре ТОО «Богатырь Комир» и германская машиностроительная фирма «Тенова-ТАКРАФ» отметили 40-летие сотрудничества в области поставки и эксплуатации роторных экскаваторов.

За четыре десятилетия на разрезы Экибастуза было поставлено 20 роторных экскаваторов. Кроме этого, на разрезе «Богатырь» пущены в эксплуатацию мостовой самоходный межуступный перегружатель, уступный перегружатель и подъемный ленточный конвейер. Также выполнена модернизация управления заданной производительности на роторных экскаваторах, введен в эксплуатацию уникальный угольно-породный погрузочный комплекс с годовой производительностью 14 миллионов тонн угля, удлинен подъемный ленточный конвейер №2.

В 2009 году  общественный фонд «Халык денсаулыгы» ТОО «Богатырь Комир» отметил юбилей – 10-летие со дня основания.

Основную финансовую помощь фонду оказывает компания, перечисляя ежегодно на его счет до 30 миллионов тенге. Каждый горняк, являясь участником фонда, ежемесячно перечисляет из своей зарплаты символическую сумму – 500 тенге. Но зато, если ему потребуется медицинская помощь или стационарное лечение, может обратиться за поддержкой и получить ее. Ежегодно стационарное лечение получают более 2060 работников, включая оперативное лечение. В условиях поликлиники обследуются и получают амбулаторное лечение более 4 500 работников предприятия.

Осенью нынешнего года в рамках Форума межрегионального сотрудничества между Казахстаном и Россией с участием глав государств, прошедшего в Оренбурге,  состоялась выставка «Инновационные технологии в сфере топливно-энергетического комплекса».

В числе ее участников, а это более 20 крупнейших казахстанских промышленных предприятий, научных центров и акционерных обществ, от Павлодарской области была представлена компания «Богатырь Комир».

 

Василий МАТВЕЮК.

Фото Анатолия БУТЫРИНА.

 

 

 

Строительная отрасль Экибастуза.

Взгляд в прошлое

Мой тесть, ныне покойный Ремер Алексей Иванович, в двадцатидвухлетнем возрасте зимой 1948 г. с женой, тоже немкой, годовалым ребенком и многочисленными родственниками жены, после работы в трудармии были привезены в старый Экибастуз и поселены в подготовленные для них землянки. Работать начинали на действующих в то время медеплавильном и стекольном заводиках. По рассказам тестя, в районе старого Экибастуза в то время на старых железнодорожных звеньях стояли четыре небольших английских паровоза, оставшихся от разработки англичанами экибастузских копей в начале 20-х годов прошлого века. Топки паровозов были футерованы красной медью, приливы на колесах сделаны из свинца, поэтому британские раритеты просуществовали недолго. 

Вскоре была создана геологоразведочная партия для доразведки Экибастузского каменноугольного месторождения. Старый Экибастуз  в связи с расположением его в пределах угольного поля,  как жилой поселок, прекратил свое существование, а в черте ныне существующего города построено здание геологоразведки и бараки для проживания людей.

Централизованное водоснабжение отсутствовало, поэтому обеспечение водой производилось из пробуренных скважин. Вода была солоноватой на вкус, и единственным источником по-настоящему пресной воды была скважина, расположенная в нынешнем городском парке.

Позднее работникам геологоразведки было разрешено строительство индивидуального жилья в так называемом Южном поселке по улице Геологической и примыкающим к ней проездам.  В то же время началось строительство индивидуальных жилых домов в поселке Северный. Ранее были построены  капитальные двухэтажные дома со всеми удобствами  в границах улиц  Пшенбаева-Горняков, Строительная-Царева и улицы Абая в южной части города. Были построены ТЭЦ, авторемонтные мастерские, школа №1, Дом культуры горняков, больница в районе «шелкового пути». Построены две бани. Часть этих объектов построили заключенные «ГУЛАГа», один из лагерей которого располагался в Экибастузе. О нем написал в своей книге «Один день Ивана Денисовича» великий писатель Александр  Солженицын.

В 1970-1975 годах  мне довелось работать в шахтостроительном управлении № 1, где заместителем был бывший начальник этого лагеря, до того  далеко не рядовой сотрудник «СМЕРШ». По субботам мужской управленческий персонал собирался в его кабинете и после обсуждения вопросов производства с небольшим подпитием начинал игру с костяшками домино на вылет. Рассказывались охотничьи и рыбацкие байки, истории… В те годы  Солженицын был под запретом, и выдержки из его книг можно было услышать только по радио по «голосам» , как тогда говорилось, «из-за бугра». В одну из суббот зашел разговор о Солженицыне. Дословно цитирую  высказывание бывшего начальника лагеря на его счет: «Шестерки донесли мне, что такой-то зек что-то пишет. Я вызвал его в комендатуру, произвел досмотр и обнаружил клочки бумаги с записями: что он ел, что пил, что делал на работе, какая погода. Сочтя обнаруженное несущественным, я возвратил ему бумажки и отпустил «с миром». Если бы знал, что он напишет книгу, он бы из лагеря не вышел».  

Шахтостроительное управление №1, которое до 1973 года возглавлял  легендарный Борис Павлович Голубев, было первым  подразделением, начавшим капитальные строительные работы по освоению Экибастузского угольного месторождения. Его старший сын Вячеслав рассказывал, как они мальчишками бегали смотреть на массовый «взрыв» на выброс, которым были вскрыты угольные пласты центрального поля разреза «Северный».

Из наиболее значимых объектов управлением были построены подземные дренажные системы осушения разрезов “Богатырь” и “Северный”, депо дизельэлектровозов  для доставки трудящихся на станции Ковыльная, Богатырская и Степная,  насосная станция по перекачке канализационных стоков города в озеро Атыгай.  Другими строительными организациями был построен завод РГТО.

В целом комплексное строительство Экибастузского месторождения и города осуществлялось генеральным  подрядчиком  комбинатом «Экибастузшахтострой» (последнее его наименование), которым обеспечивалась строительная готовность производственных объектов для выполнения последующих работ монтажными организациями и субподрядными организациями «Казпромтехмонтаж»,  «Казэлектромонтаж», осуществляющих монтаж роторных и одноковшовых экскаваторов.

Огромный вклад в строительство транспортных коммуникаций, железнодорожных станций  поверхностных  комплексов разрезов  и  железнодорожных станций  непосредственно в разрезе внес трест «Павлодартрансстрой».

Мощным толчком для дальнейшего развития  Экибастуза послужило принятое в 1977 г. руководством страны (СССР) постановление о создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса.

В результате реализации этого постановления город превратился в крупный промышленный центр с численностью населения 145 тыс. человек, обеспеченный в необходимом объеме жилым фондом, детскими садами, школами, объектами торговли, здравоохранения, культуры и спорта. При этом 50,5 тысячи населения города составляли семьи, взрослая часть которых работала на предприятиях угольной отрасли. Для сравнения: в 1977 г. численность населения города составляла 55 тысяч человек.

С учетом привлечения  в город новых производительных сил большое внимание уделялось созданию привлекательных и благоприятных условий для проживания трудящихся. От общего объема финансирования не менее 30% средств направлялось на строительство объектов инфраструктуры. В пересчете на долларовый эквивалент, в 1977-1986 гг. размер выделенной на строительство городских объектов суммы составил  155,4 млн. долларов, в том числе в 1986 году 20,3 млн. долларов. Были построены жилые дома на 7696 квартир, из них в 1986 году на 811 квартир; детские сады на 1940 мест; общеобразовательные школы с плавательными бассейнами на 3330 ученических мест, поликлиники на 800 посещений в день; гостиница «Экибастуз» на 250 проживающих. 

Высокие темпы строительства объектов производственного и непроизводственного назначения благодаря выделению средств из централизованных источников финансирования поддерживались по 1990 год включительно.  В 1987-1988 гг. в южном крыле разреза «Восточный» были введены в эксплуатацию два усреднительно-погрузочных комплекса  производства итальянской фирмы «Италимпьянти» и подъемные конвейерные линии отечественного производства, что позволило довести мощность разреза по добыче угля до 30 млн. тонн в год.

В результате выполнения комплекса работ по техническому перевооружению мощность разреза «Богатырь» в 1989 году составила 57 млн. тонн угля в год. 

Мощность разреза «Северный» в 1990 году после выполнения работ по реконструкции составила 23,3 млн. тонн в год.

С 1987 по 1990 г. новые квартиры получили 3185 семей; в 4 новых детских сада пошли 2060 детишек; в новую школу — 1568 учеников. В значительной мере было улучшено медицинское обслуживание населения за счет ввода в эксплуатацию хирургического корпуса, реанимационного отделения, двух больниц, в том числе детской на 120 коек, поликлиники по улице Торайгырова на 600 посещений. Было закончено строительство спорткомплекса «Жасыбай» с шестью спортивными залами и двумя  плавательными бассейнами, автоматической телефонной станции на 10 тысяч номеров. 

Собственными силами объединением «Экибастузуголь» построен и оснащен лечебным оборудованием единственный в Казахстане детский соматический санаторий, дом отдыха «Березка»,     пионерлагерь «Карлыгаш», совхоз «Горняк» скотоводческого направления со школой и детским садом; два детских сада с плавательным бассейном по улице Строительная, ныне база футбольной команды г. Экибастуз, автоматическая телефонная станция на 5 тысяч номеров по улице Новоселов, озерно-товарное хозяйство на Аккольской системе озер на 100 тонн товарной рыбы в год, скотоводческие помещения на 6400 голов скота. Детская молочная кухня на 2000 порций в день! В полном объеме произведено асфальтирование улиц и проездов поселка «Северный». Застроены 3- и 4-этажными жилыми домами территории по улицам Новоселов и Абая. Для подготовки рабочих кадров осуществлено строительство и оснащение новейшим учебным оборудованием профтех­училище в комплексе со столовой. 

Все объекты железнодорожного транспорта на разрезе «Северный», включая станцию Тупиковая со стрелочными переводами в количестве 40 штук, объекты технического перевооружения, реконструкции и поддержания мощностей разреза «Богатырь» также выполнены собственными силами объединения.  

Начиная с 1991 года, в результате разрушения сложившихся хозяйственных связей резко ухудшилось материально-техническое обеспечение строительства, что привело к снижению объемов  выполняемых подрядными организациями строительно-монтажных работ. В связи с нестабильной экономической обстановкой как в Республике Казахстан, так и в республиках бывшего Союза уже в 1991 году поставки материалов и оборудования по прямым связям составляли только 15-20% от потребности. В условиях отсутствия стабильности в расчетах за поставляемый уголь стремительными темпами росла кредиторская  задолженность уже ГАО «Экибастузкомир» за выполненные строительными организациями работы.

Расчет с подрядными организациями и проект­ными институтами осуществлялся в основном путем проведения взаиморасчетов и выделения за выполненные работы материалов, товаров народного потребления, продуктов и угля. Оплата перечислением средств проводилась в крайне незначительном размере и составляла не более 8-10% от требуемого объема. Сложившаяся обстановка с расчетами привела к выплате заработной платы строительному персоналу подрядных организаций с большим опозданием и оттоку наиболее квалифицированных кадров строительных профессий.

По разрезу «Майкубенский» было принято решение об ограничении его мощности по добыче до  0,5 млн. тонн угля в год (проектная документация разработана и утверждена на первый пусковой комплекс мощностью по добыче 8 млн. тонн угля в год). Завершающим этапом строительства был  перевод вскрышного комплекса разреза на электротягу. С учетом выполненных в предыдущие годы  работ на разрезе были введены в эксплуатацию комплекс бытовых помещений со столовой, блок ремонтных служб со складами и помещениями для ремонта самосвалов “БелАЗ” и другой горно-транспортной техники, 7 км электрифицированных железнодорожных путей на вскрышном комплексе разреза, тяговая подстанция, питающие и отсасывающие линии. В жилом поселке построены дома площадью 6750 м2 с котельной и централизованным теплоснабжением.

Финансирование работ по поддержанию действующих мощностей разрезов “Богатырь”, “Восточный” (удлинение конвейерных линий, уникальный по расположению и принятым в ходе строительства  инженерным решениям путепровод через центральную конвейерную линию), “Северный”  производилось в требуемых объемах.

Несмотря на весьма сложную политическую и экономическую обстановку в 1991-1995 гг. были построены жилые дома на 1395 квартир, два детских сада на 800 мест, три школы на 3096  мест. Практически ликвидирована очередность на получение жилья. Ликвидирована очередность на получение мест в д/садах,  ликвидирована переполненность в школах и медучреждениях.

Значительные суммы и имеющееся в наличии оборудование выделялись ПО «Экибастузэнерго» в качестве доли на строительство V очереди ТЭЦ и тепловых сетей.

Оказывалась финансовая и материальная помощь для строительства мечети и православного храма. Обеспечено достойное содержание ушедших в мир иной горожан  за счет строительства и оснащения современным оборудованием патолого-анатомического отделения. 

Нельзя не отметить  руководителей и специалистов объединения «Экибастузуголь», обеспечивших на разных этапах строительство разрезов и  комплексную застройку города.

Не подлежит сомнению главенствующая роль в делах строительства директора по капитальному строительству объединения Величко А.Я. На разных этапах его главными помощниками в качестве главных инженеров были Финогенов М.П. и автор этой статьи, принявший эстафету от Величко А.Я. в 1992 году.   Главные специалисты Несветайло Н.Г., Иванчик В.В., Коротенко В.В. (позднее директор дирекции строящихся предприятий разреза «Восточный»), Чернышев А.И., Ержанов А.Н., Найденова Н.Н., Герц А.Г.

В.БАСЮК.

 

Бессмертный полк

Детская художественная школа

Детский фонд "Экибастуз"

Ссылки

Колонки

Вход


Сейчас на сайте

Сейчас 50 гостей онлайн


Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан

Праздники Казахстана