Получено новое доказательство теории относительности Эйнштейна

Фото: phys.org

Группа ученых из Технологического университета Суинберн в Австралии и Общества Макса Планка в Германии доказали существование эффекта Лензе — Тирринга, предсказанного в рамках общей теорией относительности Эйнштейна. Исследование представлено в журнале Science, а коротко о нем рассказывает Phys.org, сообщает Tengrinews.kz.

Эффект Лензе-Тирринга заключается в том, что вращающиеся объекты «увлекают» за собой саму ткань пространства-времени, заставляя находящиеся неподалеку тела двигаться с дополнительным ускорением.

Ученые с помощью 64-метрового радиотелескопа CSIRO Parkes уже почти 20 лет наблюдает за двумя звездами, вращающимися друг вокруг друга менее чем за пять часов. Одна из них — белый карлик. По размерам он сопоставим с Землей, однако его плотность в 300 тысяч раз больше плотности нашей планеты. Второй объект — нейтронная звезда, которая имеет всего 20 километров в диаметре. При этом она примерно в 100 миллиардов раз плотнее Земли.

Как оказалось, наклон орбиты звезды медленно меняется из-за эффекта Лензе — Тирринга, вызванного вращением белого карлика. Наблюдения согласуются с эволюционным сценарием, согласно которому белый карлик перетягивает на себя вещество, оставшееся от предшественника пульсара.

Альберт Эйнштейн опубликовал Общую теорию относительности в 1915-1916 годах. Согласно ей сила тяжести возникает из-за искривления пространства и времени, а такие объекты, как Солнце и Земля, изменяют эту геометрию. Теория Эйнштейна впервые была документально подтверждена в 2016 году, когда были зафиксированы гравитационные волны.