С цифровизацией здравоохранения ожидаемого облегчения труда врачей не произошло


В ходе подготовки к обсуж­дению актуальных вопросов депутаты Мажилиса – члены фракции партии «Nur Otan» посетили столичную городскую поликлинику № 5, чтобы про­анализировать прежде всего сис­темные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются врачи на практике. Открывая заседание «круглого стола», председатель профильного комитета Мажилиса Джамиля Нурманбетова отметила, что в стране ведется планомерная работа по расширению доступа населения к квалифицированной врачебной помощи, законодательно определены основополагающие принципы цифрового здравоохранения, разработаны стандарты цифрового здравоохранения, поступательно развивается информационная и коммуникационная инфраструктура. Однако в получении медицинских услуг в поликлиниках страны имеются системные проблемы. Среди них – длительность ожидания получения медицинской услуги, большие очереди, работа врачей в нескольких информационных системах, отсутствие историй болезней казахстанцев.

Помимо инфраструктурных проблем – доступность и качест­во Интернета в отдаленных сельских районах, наличие хорошей компьютерной техники. По словам Джамили Нурманбетовой, не завершен проект по созданию на национальном уровне единой платформы, которая бы интегрировала полученную из разных источников медицинскую информацию вокруг конкретного пациента. Подчеркнув актуальность темы, заместитель председателя Мажилиса Балаим Кесебаева отметила необходимость последовательной и целенаправленной работы по цифровизации отрас­ли в целях эффективной охраны здоровья граждан.
– В прошлом году мы стали свидетелями, как пандемия коронавируса выявила многие системные недостатки и недоработки в здравоохранении, – сказала Балаим Кесебаева.

Так, по словам депутата Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульдары Нурумовой, с цифровизацией здравоохранения ожидаемого облегчения труда врачей не прои­зошло.
– Представьте себе, сколько нужно времени врачу, чтобы найти нужный код заболевания, необходимые услуги соответственно источнику финансирования (ГОБМП или ОСМС) и правильно занести в направление. Так как имеется ежемесячный план финансирования по двум источникам (ГОБМП и ОСМС), который разрабатывается и спускается каж­дой медицинской организации ФОМСом, врач вынужден выполнять имеющийся план, чтобы не было перевыполнения или недовыполнения, – пояснила парламентарий, отметив, что при таком сложном разделении финансирования происходит путаница и допус­каются ошибки.
При этом Гульдара Нурумова акцентировала внимание на работе Центра информационных технологий «Даму», который является основным поставщиком медицинских информационных систем. Среди основных проб­лемных вопросов – отсутствие интеграции «Даму» с порталами интегрированной системы лекарственного обеспечения, базой данных женщин фертильного возраста и регистра беременных.

– Разработчик создает свои процессы в системах без согласования с медицинскими работниками. Создают программы IT-специалисты, бухгалтеры, экономисты без учета мнения практикующих врачей. В итоге страдают не только врач, пациент, но и все здравоохранение в целом, – подчеркнула депутат Мажилиса.

Вместе с тем, по словам Гульдары Нурумовой, вся статис­тика до сих пор сдается по старым формам и вручную. А множество различных форм отчетности отнимает массу времени у медиков. В связи с этим депутат предлагает Минздраву в срочном порядке утвердить минимальный перечень отчетных форм. Гульдара Нурумова уточнила, что с начала внед­рения цифровизации, за 3 года с 2017 года, организации ПМСП на техобслуживание медицинских информационных систем потратили около 14 млрд тенге.
– Необходимо в кратчайшие сроки создать рабочую группу на уровне вице-министра с привлечением всех структур, связанных с цифровизацией здравоохранения, и совместно с практическими медиками в первую очередь разработать эффективные программы, упростить и уменьшить отчетные и учетные формы. И самое главное – незамедлительное решение вопроса скорейшего объединения пакетов ГОБМП и ОСМС, – подчерк­нула Гульдара Нурумова.

О том, как проходит процесс развития цифровизации в здраво­охранении, депутатов проинформировал вице-министр здравоохранения Жандос Буркитбаев. По его информации, текущая архитектура здравоохранения использует более 40 информационных систем и имеет ряд недостатков. В частности, наблюдается частичное дублирование функций, позднее обновление данных, разрозненность самих данных, а также непрозрачность информационных систем здравоохранения. Жандос Буркитбаев сообщил также, что на текущий момент ведется разработка центрального компонента ядра eHealth.
– Ядро еHealth – это эталон, в котором будут сконцентрированы все основные данные по гражданам Казахстана посредством интеграции с фабриками и продуктами. В рамках внедрения новой целевой архитектуры здравоохранения планируется осуществить слияние всех ИС здравоохранения в единое ядро еHealth. Вокруг центрального компонента ядра будут располагаться элементы и продукты с микросервисной архитектурой. МИС будут передавать данные в единое ядро еHealth через Smart Bridge, – уточнил вице-министр.

Создание центрального компонента ядра eHealth планируется завершить в июле 2021 года, а полная реализация архитектуры запланирована до конца 2022 года. Кроме того, отметил докладчик, Республиканскому центру электронного здравоохранения планируется присвоить статус «национального сервисного интегратора по цифровизации в области здравоохранения» с передачей на сопровождение, в том числе через доверительное управление, информационных систем министерства и ряда подведомственных организаций. В развитие темы выступили президент казахстанской ассоциации Primarу Health care Толебай Рахыпбеков, генеральный директор центра информационных технологий «Даму» Наталья Киль. Свои предложения внесли и председатель Казахстанского общест­ва врачей-гематологов Ирина Пивоварова, а также директор ТОО «Неврология, эпилептология, реабилитация» Лейла Даирбаева. По итогам обсуждения Комитетом Мажилиса по социально-культурному развитию будут приняты необходимые рекомендации.